Главная / Наука и технологии / Знаменитые кольца Сатурна могут исчезнуть, выяснили ученые

Знаменитые кольца Сатурна могут исчезнуть, выяснили ученые

Знаменитые кольца Сатурна могут исчезнуть в самом ближайшем по космическим меркам времени. Ученые выяснили, что газовый гигант буквально всасывает в себя вещество, из которого они состоят, со скоростью до 45 тонн в секунду. Результаты исследования, которое удалось провести благодаря данным с автоматической межпланетной станции "Кассини" (Cassini), опубликованы в пятницу в научном журнале "Сайенс" (Science).

Знаменитые кольца Сатурна могут исчезнуть, выяснили ученые

фото: gazetadaily.ru

То, что из колец Сатурна в верхние слои атмосферы планеты выпадает своего рода "дождь", состоящий из водорода и гелия, ученым было известно уже достаточно давно. Однако новые данные, полученные зондом "Кассини", заставили специалистов взглянуть на этот процесс совершенно по- новому. Кроме водорода и гелия там оказались монооксид углерода, метан, азот и остатки органических молекул, а также водяной лед и силикаты. В целом массовая скорость потока вещества, падающего в атмосферу планеты-гиганта, согласно их подсчетам, равняется 4,6 - 45 тоннам в секунду.

Учитывая массу самих колец, исследователи подсчитали, что ближайшие к планете кольца D и C могут исчезнуть буквально за мгновение по меркам истории Солнечной системы. Так, кольцо D исчерпает свой запас за 7-66 тыс. лет, если его не будет подпитывать соседнее кольцо D. Но и последнее тоже продержится не слишком долго - от 700 тыс. до 7 млн лет.

"Неужели нам просто повезло, что мы живем именно в то время, когда у Сатурна есть эти великолепные кольца?" - задается вопросом один из астрономов. Впрочем, ответ абсолютно не очевиден. "Если бы этот процесс происходил на протяжении длительного времени, от колец давно бы уже ничего не осталось", - считает другой его коллега. Возможно, кольца Сатурна на самом деле постоянно подпитываются за счет какого-то другого процесса, и полное исчезновение им не грозит. Однако откуда в таком случае берется такое огромное количество нового вещества, еще предстоит выяснить.

Экспедиция "Кассини", которая являлась совместным проектом НАСА, а также Европейского и Итальянского космических агентств, началась в октябре 1997 года, ее основной целью было исследование Сатурна, его колец и спутников. С момента запуска "Кассини" преодолела 7,9 млрд километров, совершила 294 оборота вокруг Сатурна, 162 раза сближалась с его спутниками и даже открыла 6 новых.

В сентябре 2017 года станция вошла в плотные слои атмосферы Сатурна и прекратила свое существование. Изначально такой яркий финал не был предусмотрен, однако команда специалистов, управлявших полетом зонда, знала, что его дни сочтены, и решила воспользоваться уникальным шансом. Аппарат направили туда, где ему побывать не предполагалось - сквозь кольца Сатурна прямо в атмосферу газового гиганта. Именно этот последний незапланированный полет и позволил ученым получить данные, которые теперь легли в основу исследования.