up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационно-аналитическое издание 

США уговаривают частные компании взять на себя эксплуатацию МКС

Американское космическое ведомство - НАСА обсуждает с рядом иностранных компаний возможность сформирования консорциума, который взял бы на себя управление Международной космической станцией (МКС) и все сопутствующие затраты. Об этом сообщил в обнародованном во вторник интервью газете "Вашингтон пост" новый директор НАСА Джеймс Брайденстайн. Он приступил к исполнению своих обязанностей 23 апреля.

МКС

фото: ермак-инфо.рф

По его словам, МКС можно было бы превратить в коммерческую лабораторию. "Есть заинтересованные лица, которые могли бы осуществлять управление станцией на коммерческой основе. Я говорил с руководителями многих крупных корпораций, которые заинтересованы в участии в этом [проекте] в рамках консорциума", - отметил Брайденстайн. Он отказался назвать эти компании.

Как подчеркивает газета, "трудно сказать, кто может взять на себя решение всех задач, связанных с функционированием МКС, которая обходится только НАСА примерно в 3 - 4 млрд долларов в год и управляется совместно международными партнерами, в том числе США, Россией, Японией, Канадой и Европейским космическим агентством".

США израсходовали на проект МКС в общей сложности почти 100 млрд долларов. Строительство станции на орбите началось 20 ноября 1998 года. И сейчас ее масса составляет 450-470 тонн (в зависимости от количества пристыкованных к ней кораблей), длина - 73 м (с ферменными конструкциями), ширина - около 60 м, высота - почти 30 м. На борту МКС может работать экипаж до 6 человек.

Первоначально планировалось завершить ее эксплуатацию в 2015-2016 годах. В ноябре 2014 года на встрече в Париже страны-участницы проекта договорились использовать станцию до 2020 года, а затем изменили эти сроки еще раз - как минимум до 2024 года.

МКС внутри корабля

Американские специалисты неоднократно говорили, что рассматривают МКС как важнейшую научную и техническую платформу, в том числе для подготовки пилотируемого полета на Марс, который предполагается осуществить в середине 2030-х годов. В то же время в США уже не первый год обсуждается вопрос о том, можно ли будет передать финансирование программы МКС в частные руки, в том числе из соображений экономии госсредств.

Деньги из казны - лишь до 2025 года?

В феврале администрация президента Дональда Трампа обнародовала проект федерального бюджета страны на 2019 финансовый год, который начнется 1 октября текущего календарного года, указав в нем, что хотела бы "завершить прямое финансирование МКС к 2025 году и предоставить 150 млн долларов" на начало реализации программы, поощряющей участие частных фирм в освоении космоса.

Эта идея не понравилась многим американским законодателям и экспертам. Так, глава подкомитета по космосу комитета по торговле, науке и транспорту Сената Конгресса США Тед Круз на слушаниях 16 мая сначала добился от заместителя директора НАСА Уильяма Герстейнмайера признания, что МКС вполне можно эксплуатировать до начала 2029 года. А потом потребовал от космического ведомства "планировать выделение средств на станцию" по меньшей мере до 2028 года.

Космическая станция внутри

Генеральный инспектор НАСА Пол Мартин на тех же слушаниях выразил мнение, что "текущий план [администрации] по приватизации МКС - противоречивый и весьма спорный". "Маловероятно, что частная организация или организации возьмут на себя покрытие ежегодных эксплуатационных расходов станции, которые в 2024 году составят, по имеющимся сейчас оценкам, 1,2 млрд долларов, - указал он. - Данное предприятие требует устойчивого спроса на такие виды деятельности на коммерческом рынке [с задействованием станции], как космический туризм, обслуживание спутников, производство товаров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Но ни один такой вид спроса еще не материализовался".

Ряд американских фирм вложил миллиарды долларов в проекты, связанные с МКС, в частности, с доставкой туда грузов и в перспективе астронавтов. С 2011 года, когда США списали свой флот шаттлов, НАСА закупает у "Роскосмоса" места для своих астронавтов на кораблях "Союз", для доставки же грузов сейчас использует корабли Cygnus ("Сигнус") компании Orbital ATK ("Орбитал эй-ти-кей") и Dragon ("Дрэгон") производства SpaceX ("Спейс-экс").

Ожидается, что в 2019 году начнутся пилотируемые полеты, в том числе на МКС, кораблей, разработанных SpaceX и Boeing ("Боинг"). Эти и другие компании рассчитывают на долгосрочное партнерство с НАСА, предусматривающее контракты как на обслуживание МКС, так и на освоение дальнего космоса, а также колонизацию Луны и высадку экспедиций на Марс.

Две приоритетные задачи

Брайденстайн в интервью назвал в качестве своих приоритетных задач возвращение американцев на Луну и использование отечественных ракет для доставки астронавтов на МКС.

В феврале прошлого года НАСА заключило соглашение с Boeing, позволяющее ведомству получить дополнительно пять мест на "Союзах" в 2017-2019 годах. Общая стоимость контракта - 373,5 млн долларов. "Боинг" приобрел эти места у РКК "Энергия" в рамках урегулирования судебной тяжбы по поводу совместного проекта "Морской старт".

"Важная задача - обеспечить, чтобы запуск американских ракет с американскими астронавтами снова осуществлялся с американской земли", - заметил Брайденстайн.

Хотя НАСА по требованию Конгресса и приостановило в апреле 2014 года сотрудничество в освоении космоса с Россией в связи с событиями на Украине, это не коснулось МКС и поставок ракетных двигателей РД-180 и РД-181, используемых на американских ракетах Atlas V ("Атлас-5") и Antares ("Антарес").

Что касается возвращения на спутник Земли, где американцы в последний раз побывали в декабре 1972 года, то НАСА планирует на первом этапе построить на окололунной орбите станцию. Данный проект получил название Deep Space Gateway ("Дип спейс гейтуэй" - "Врата в дальний космос").

"Я встречался со многими руководителями космических ведомств со всего мира. И к этому проекту проявляется большой интерес, потому что многие страны хотят иметь возможность высадиться на поверхности Луны. И наша станция могла бы им помочь в этом, а они могли бы помочь нам. Данный проект позволит расширить партнерство, которое сложилось при строительстве на околоземной орбите МКС", - сказал Брайденстайн.

Запуск первого модуля этой станции предполагается осуществить в 2021 или 2022 годах, добавил он.

 

 

06.06.2018 10:45

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее