up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Религия / Индийские гуру составили список "фальшивых учителей мудрости"

Индийские гуру составили список "фальшивых учителей мудрости"

Индийские гуру составили список "фальшивых учителей мудрости"

Индию нередко называют страной гуру - сюда в поисках истины и мудрости приезжают со всего мира тысячи неофитов, мечтающих приобщиться к неким сакральным знаниям. Однако все ли гуру, даже среди известных, могут считаться настоящими? Индийские санньясины (мудрецы) полагают, что нет. На минувшей неделе влиятельная индуистская организация "Всеиндийский совет ахаров" выпустила список тех, кого признанные гуру сочли не имеющими права называться духовными учителями. В список вошли 14 имен, среди них такие известные в том числе и за пределами Индии люди, как Гурмит Рам Рахим Сингх, Рампал, Нараян Сай и другие.

гуру в индии

фото: blog.insightvacations.com

"Мы обращаемся к простым людям, чтобы они остерегались таких шарлатанов, не принадлежащих ни к какой традиции, и их сомнительных действий, которые приносят дурную славу мудрецам и отшельникам-аскетам", - пояснили составители списка.

Дворцы и отшельники

Проблема в том, что в индуизме нет религиозной организации, а потому нет верховных авторитетов, которые могли бы определять, кто настоящий гуру, а кто нет. Иными словами, индусы не имеют своего "папы римского", назначающего, что истинно, а что не истинно. А значит решение даже уважаемых духовных учителей из "Всеиндийского совета ахаров" поименованные гуру из списка могут просто игнорировать. Очевидно, так и будет. Все эти неогуру давно подвергаются критике со стороны традиционалистов, но это отнюдь не мешает их популярности.

Причиной очередной попытки "традиционных учителей" подорвать авторитет "самопровозглашенных", как они их называют, стало скандальное дело Гурмита Рахима Сингха. Этот типичный представитель "поп-санньясинов" (поп- аскетов), по определению кого-то из местных журналистов, был приговорен в конце августа к 20-ти годам тюрьмы за изнасилование.

Рахим Сингх давно приобрел в местных СМИ прозвище Шикарный Гуру - он любил дорогие автомобили и мотоциклы (пестро разукрашенные в традициях индийских моторикш), его костюмы (чем-то напоминавшие вычурные облачения американских рэперов) становились предметом обсуждения прессы. Саньясин-бонвиван купался в роскоши, снимался в фильмах, записывал диски с песнями в своем исполнении. Трудно представить человека, менее похожего на отшельника, живущего в лесу и проповедующего, сидя под деревом в окружении учеников.

Но он не первый и, очевидно, не последний. Можно вспомнить и таких, хорошо известных и за пределами Индии, "учителей", как Раджниш, Махариши (члены The Beatles в свое время учились у этого гуру уму-разуму, но быстро уехали - учитель начал приставать к их подруге Миа Фэрроу), Саи Баба и прочие. Они все жили в роскоши и прекрасно зарабатывали на торговле эзотерическими знаниями. Среди их учеников было немало иностранцев.

Фастфуд и истина

Но насколько их учения соответствуют настоящему индуизму. Противники этих учителей из числа традиционалистов считают, что никак не соответствуют. Известный социальный антрополог и специалист по индуизму Агехананда Бхарати даже нашел этому явлению прекрасное определение: "эффект пиццы". Это местное блюдо из Италии попало в Соединенные Штаты, где было изменено и благодаря американской предприимчивости превратилось в популярный сетевой фастфуд с пиццериями и доставкой на дом.

Та итальянская пицца, которую мир знает сегодня, это порождение американской индустрии, имеющий опосредованное отношение к изначальному итальянскому блюду. Так же и преподавание "сакральных индийских знаний", о которых говорят многие неогуру, сложилось под западным влиянием и мало похоже на традиционную индийскую философию.

Популярен неоиндуизм стал после Второй мировой войны, особенно в 1960-1970-е, когда по Азии бродили искатели истины из США и Европы - хиппи. Протестные настроения, охватившие западную молодежь на фоне войны во Вьетнаме, экономических кризисов и проблем, накладывали свой отпечаток на хиппи. Носители контркультуры, леваки разных мастей, просто поклонники романтики отождествляли "бесчеловечность западной системы-машины" с бесчеловечностью западного мира и культуры вообще - вот они и отправлялись искать истину на Восток.

Спрос рождает предложение - в Индии тут же нашлись "педагоги", взявшиеся их обучать.

Неогуру сегодня

Все это и породило неоиндуизм, который и впрямь не имеет ничего общего с традиционным. Исторически мудрец- санньясин фигура асоциальная - его не должны интересовать мирские дела, его жизнь - духовное отречение. Его цель - передать знания относительно небольшому кругу избранных учеников, которые тоже станут санньясинами и уйдут от всего мирского.

Но эти учителя нового поколения - под влиянием западных идей говорили о трансформации общества, даже о "революционных преобразованиях" на принципах "истинного знания".

Один из самых известных гуру того периода Раджниш заявлял: "Санньяса должна разрушить все то, что сотворило это общество. Не случайно священники против меня, против меня политики, против меня родители, весь прогнивший истеблишмент против меня... Моя цель - рождение бунтарей!"

На самом деле это была не его цель - это был "запрос рынка", шедший с Запада. Не случайно о социальных проблемах говорили все популярные в США и Европе индийские духовные учителя - и Раджниш, и Махариши (которые, кстати, друг друга терпеть не могли) и прочие.

Но парадокс в том, что теперь, когда интерес на Западе к индийским "кунштюкам" спал, социальную тему в Индии активно осваивает новое поколение неогуру, но уже среди самих индийцев. Секрет популярности скандального Рама Рахима Сингха прост - он обращался к представителям низших каст, неприкасаемым, беднякам, независимо от их религиозной принадлежности. Он говорил о равенстве и справедливости, на собранные средства открывал больницы и школы, и это другой вопрос, что на благотворительность шла лишь часть доходов его секты, а остальное отправлялось в его карман. Ведь власти на местах часто и этого не делают.

А его роскошные костюмы и автомобили, говорят, даже нравились молодежи из бедных кварталов. Ведь он Шикарный Гуру, а не эти старые отшельники в лохмотьях, которые сидят под деревом в бедном одиночестве...



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее