up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Религия / Крещение Руси: Русколань, правда или миф?

Крещение Руси: Русколань, правда или миф?

2001 год Россия, Северный Кавказ. В горах Приэльбрусья археологами из Москвы и Пятигорска было совершено открытие, которое произвело настоящий фурор в научных кругах, поскольку заставило пересмотреть некоторые ключевые моменты российской истории.

город Кияр Русколань

фото: begin-journey.ru

Ученые заявили, что на одном из холмов ими были обнаружены развалины легендарного города Кияра. Считается, что он является столицей самого первого русского государства так называемого Русколань, которое по преданию появилось более 3000 лет назад задолго до возникновения Киевской Руси. Оно просуществовало почти полтора тысячелетия, а территория простиралась от Дуная до Северного Кавказа.

О существовании Русколани историкам известно лишь из неофициальных источников, поэтому все сведения о ней всегда считались не более чем вымыслом. Но после обнародования результатов археологической экспедиции в Приэльбрусье, многие специалисты изменили свое мнение по данному вопросу.

Официальная история Крещения Руси

Находка дала повод многим исследователям говорить о реальности существования легендарной Русколани и, соответственно, о том, что именно от нее идет история Руси. И самое важное – открытие города Кияра коснулось официальной истории Крещение Руси.

Как гласит история, христианство на Руси стало государственной религией в 988 году, но многочисленные легенды о Русколани говорят о том, что русские приняли крещение гораздо раньше. Причем именно на государственном уровне об этом факте также заявляют ученые в своих трудах. Арабский писатель и историк XI века Аль-Бакри прямо говорит: «Русы приняли христианство еще в IV веке нашей эры».

Наличие подобных источников разделило ученых на два лагеря. Одни готовы были принять новые данные за истину, другие не торопились этого делать, упорно считая возможность раннего крещения и существования легендарной Русколани лишь красивым мифом. Более того, найденный в предгорьях Эльбруса древний город, приверженцы официальной истории отказались признавать Кияром, поскольку конкретных доказательств этому археологи предоставить не смогли.

Что же это за город найденный в Приэльбрусье? И действительно ли существовала Русколань? Если исследователи смогут доказать, что древнеславянская страна не вымысел, а реальность, то у историков появится повод пересмотреть историю христианства. Возможно, славяне начали свой путь к православию не через 1000 лет после Рождества Христова, как об этом говорит официальная история, а гораздо раньше, когда еще были живы ближайшие сподвижники святых апостолов.

Неизвестное Крещение Руси

Чтобы доказать или опровергнуть существование Русколани потребуется провести огромную исследовательскую работу и в первую очередь, выслушать как можно больше ученых, имеющих различные мнения относительно даты принятия Русью христианства и реальности существования Русколани.

ruskolaniya_drevnee_gosudarstvo_rusov_0.jpg

Для сбора необходимых сведений исследователи приехали в Пятигорск именно здесь на территории Кавказских гор, как предполагается некогда находилось древнее славянское государство. Местные историки, которые давно занимаются изучением этой темы, возможно, прольют свет.

Параллельно в Москве собралась еще одна группа экспертов, все они сторонники официальной исторической версии Крещения Руси и отрицают существование древнего государства Русколань. Эксперты: историк Виталий Прудников, кандидат исторических наук, доцент Николай Копылов и доктор исторических наук профессор Александр Оришев.

Что можно сказать о Русколани якобы древней Руси конца III - IV веков, где она располагалась, каковы были ее размеры и как вообще можно относиться к этой информации?

«Здесь нужно именно уточнить, как позиционировать так, скажем, это образование. В понятие древняя Русь вкладывалось понятие древнерусского государства, которое образуется у славянских племен, как раз в период постепенно с середины IX - X и начала XI века. Если придавать Русколани опять же статус государства, то, естественно, такого не было никогда на карте. Поскольку о любом государстве в принципе всегда можно найти четкую фиксацию со стороны соседей-государств, которые граничат с ними. Мы имеем очень интересный период, вошедший в историю под названием великого переселения народов, в котором территория современного Поднепровья, даже если расширяя от Кавказа и до Карпат в общем была ареной сплошного передвижения различных народов: германских, германоязычных, ираноязычных, тюркоязычных. Естественно, возникает вопрос, а что в этот период, где находились опять же славянские племена или даже протославянские племена? К сожалению, по данному вопросу известные авторы античности этого периода такие как Арриан, точных указаний не дают. Не идентифицируют конкретное место проживания славянских племен. Поэтому сказать, что было ли такое государство Русколань, конечно его не было», – Николай Копылов кандидат исторических наук, доцент МГИМО.

«Это очень красивый миф, замечательная легенда о том, что была какая-то некая Русколань, но говорить о государстве, конечно, не приходится. Все эти современные исследования, посвященные Русколани, они основываются на одном источнике – это «Книга Велеса». Современная наука давно доказала, что эта книга является фальсификацией. Печально, но это факт», – Александр Оришев, доктор исторических наук.

Велесова книга, о которой говорят эксперты, это древняя летопись повествующая об истории славянского народа начиная с VII века до нашей эры. Впервые об этой книге стало известно в 1950 году, о сенсационной находке заявил русский эмигрант Юрий Миролюбов. Он предоставил ученым копию древнего текста, нанесенного на деревянные дощечки, которые потом таинственным образом исчезли.

Тайны Книги Велеса

Однако, ученые лингвисты исследовавшие запись, признали ее подделкой. По их словам, автор проанализированного ими текста, не умело имитирует древнеславянский язык, при этом допускает множество грубых ошибок. Именно поэтому все, что написано об истории славян в Велесовой книге, историки считают недостоверным, в том числе и рассказ о Русколани.

Велесова книга дощечки

Сторонники существования древнего славянского государства, крайне осторожно высказываются на тему подлинности текста в Велесовой книге. Однако в один голос твердят, что это далеко не единственный письменный источник, в котором упоминается Русколания. Таких документов было достаточно много, но их уничтожили по приказу российских самодержцев.

ekaterina_vtoraya.jpg

Екатерина II: интересные факты, правление, биография

Исследователи считают, что, вообще, вся история Руси до начала IX века была кардинальным образом переписана. В результате этой фальсификации Русколань и была забыта. Мысль интересная, особенно, если вспомнить, что по мнению многих экспертов, привычная нам трактовка русской истории получила широкое хождение только с середины XVIII века. Авторство ее принадлежит иностранцам, немецким историкам Байеру, Миллеру и Шлецеру, приглашенным в Петербургскую академию наук самой Екатериной II.

С немецкой тщательностью они принялись перекраивать Россию, против их новой версии в 1749 году выступил сам Михаил Ломоносов. Известно, что во время дискуссии по данному вопросу Михаил Васильевич был настолько возмущен, что даже сломал Миллеру нос. Этот факт в российской истории не отрицают и сторонники ее официальной версии, однако, по их словам, это еще не повод утверждать, что Русколань существовала в реальности.

«Те, кто разделяют мнение о том, что была Русколань, что это было государство, они ссылаются на то, что наша история, она постоянно переписывалась по указанию сверху, был политический заказ, это было во все времена. Ну, конечно, это справедливо, однако, это не дает нам основания создавать новые мифы», – Александр Оришев, доктор исторических наук.

«Начинаются различные изыскания, иногда они ведутся профессионалами и имеют довольно интересные результаты. Но, как правило, это такая вольная трактовка событий, причем эти события тех веков тех периодов, у которых есть минимально историческая осведомленность, когда есть определенный круг источников, допустим, античные авторы. Мусульманские опять же авторы, восточные авторы, которые уже давно введены в обиход, которые давно изучены и в принципе ничего уже больше сказать не могут об этом и это повод для того, чтобы так вольно трактовать те или иные сведения. Соединять несоединимые факты, в итоге появляется красивая картинка, красивая так, скажем, легенда, которая в общем действует на определенные неокрепшие умы в каждом обществе», – Николай Копылов доцент МГИМО.

Доводы экспертов достаточно убедительны, однако и на этот счет у сторонников альтернативной истории есть свои аргументы, по их словам, если сама Русколань и не упоминается в древних литературных источниках, то вот данные косвенно указывающие на то, что она существовала, все же имеются.

«В начале IV века, известный подвижник христианства Григорий Креститель (креститель Армении), направлялся в столицу Армении. Его вышли встречать царь Трдат – царь Армении, царь Алан и царь русов. Фактически рубеж III и IV веков, самые первые года четвертого века. О каком царе русов идет речь? Дело в том, что Киевской Руси или Руси на Днепре еще не существовало», – Алексей Евтушенко Кавказовед .

Статуя Дука-бек

У приверженцев альтернативной истории есть еще, по их мнению, неоспоримые доказательства и самого факта существования Русколани и того, что эта страна действительно была христианской. Речь идет о так называемой статуе Дука-бек, это статуя единственная в своем роде не имеющая аналогов в мире. Сейчас она хранится в архивах исторического музея в Москве.

Дука-бек статуя

Статуя Дука-бек, а менно так прозвали ее местные жители, была найдена на Кавказе иностранным историком в конце XVIII века. Иоганн Гюльденштедт был немцем по происхождению, но российским академиком Российской академии наук, который изучал Кавказ в конце XVIII века. Он видел эту статую, она находилась недалеко от Пятигорска, и он описал статую на месте ее нахождения.

«Это сложный памятник, высотой он более 2,5 метров над поверхностью земли, находился на одном из курганов. Сюжет статуи изображает воина, потому что на нем есть оружие и отражены доспехи. Обращен он как будто бы в восточную сторону лицом. На нижней части статуи было много изображений».

Ученые до сих пор называют эту статую загадочной. Много лет идут споры относительно того, кем и когда она была создана и до сих пор к единому мнению, ученые прийти не могут. Однако, именно эта статуя, по мнению исследователей, содержит указания на то, когда именно русы приняли христианство. По мнению специалистов, статуя Дука-бек посвящена легендарному правителю и последнему князю государства Русколань – Бусу Белояру.

Князь Русколани – Бус Белояр

Согласно легендам, именно он первым среди русов принял христианство и распространил его на всех своих подданных. Чтобы узнать о статусе Дука-бек как можно больше, проведем анализ архивных материалов, возможно, нам удастся найти информацию, которая поможет разгадать загадку каменной статуи.

На сегодняшний день существует несколько достаточно подробных описаний памятника Дука-бек в литературных источниках. Одно из них было составлено русским государственным деятелем графом Николаем Румянцевым. В годы посещения Кавказа он занимал пост министра иностранных дел России, был известным коллекционером, меценатом и основателем Румянцевского музея.

В письме от 23 июня 1823 года митрополиту Евгению Болховитинову из Целительных вод, Румянцев рассказал о том, как он совершил поездку в сопровождении 50 казаков к этому изваянию. Дал он и подробнейшее описание памятнику: «Монумент состоит из одного гранитного камня вышиной 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке, буквами составленными частью из греческих, а частью из славянских. Но, что всего любопытнее, что может привести к разным заключениям, это изображение маленького креста находящееся на задней части воротника».

изображение христианского креста на статуе Дука-бек

Гюльденштедт предположил, что это связано с христианской традицией, но и он и последующие ученые давали разные даты этому памятнику. Были версии о том, что он относится к XII веку. В последнее время ученые, которые изучают этот памятник, вообще, считают его чуть ли не XVII века. Сторонники же считают, что это IV век, что это увязано, а значит христианство. Славянами, которые находились на Северном Кавказе, было принято христианство на много веков раньше, чем христианство официальное, о котором мы все знаем.

В данном случае крест действительно изображен, это больше похоже на христианскую традицию так называемый Георгиевский крест с расширяющимися концами. Нательный крестик, но необычно его положение на затылке, на шее сзади.

Эта деталь, по мнению экспертов, говорит в пользу того, что статуя имеет очень древнее происхождение. Действительно, была такая традиция у первых христиан, это свидетельствует о глубокой древности, когда под воротником сзади на шее носили равносторонний крест.

Помимо креста, согласно рисунку и документальным описаниям, на груди статуи и ниже у ее основания были надписи, которые плохо просматривались, но исследователи смогли выявить в них как фрагменты на греческом языке, так и старославянские руны, а это значит, что памятник был явно посвящен кому-то из славян. Выходит, что на Кавказе еще в начале первого тысячелетия жили славяне, причем уже тогда они были христианами.

Первые христиане на Руси

Есть мнение о том, что славяне выходцы из центральных районов Восточной Европы. Они довольно рано проникли сюда, в том числе на Северный Кавказ, это за несколько веков до начала крещения основной территории Киевской Руси.

Высказывались и другие точки зрения о том, что на Северном Кавказе, эти ранние выходцы славян были крещены значительно раньше, чуть ли не с первых веков нашей эры. Это было связано с тем, что христианство действительно начало распространяться в причерноморском, в прикаспийском районе Северного Кавказа с первых веков нашей эры, это факт.

Необходимо сказать о том, что территории Северного Кавказа, эти земли не входили в состав Киевской Руси, но, это не значит, что здесь не было Руси в горах. Бештау, это древнейший сакральный центр Северного Кавказа в древности носила имя Пятигорье, есть карты на которых она увенчана большим каменным крестом. Это может говорить о том, что христианство здесь было установлено в довольно давние времена.

Древних следов христианства на Кавказе действительно много, хорошо известно, что эта вера была массово распространена среди местных народов, а значит и живущие там племена русов, могли принять христианство задолго до крещения Киевской Руси. С этим согласны многие эксперты, однако они ставят под сомнение вывод о том, что статуя Дука-бек и надписи на ней были посвящены кому-то из славян. Ведь до сегодняшнего дня прочесть всю надпись целиком никому из ученых не удавалось.

В чем сложность перевода текста у памятника?

«В первую очередь плохая сохранность. Очень много сколов, много лакун и определить язык (а он поддается определению), некоторые слова, например, читаются как греческие, но в связи с отсутствием достаточно хорошей сохранности памятника, трактовать остальные части надписи, содержащие лакуны очень проблематично. Вполне возможно, что были и некое подобие рун при написании этой надписи и, естественно, это очень большой вопрос, как именно эту надпись можно перевести. Известно о переводе Латышевым, по которому данный памятник можно датировать XII веком нашей эры и данные надгробия принадлежат некому Греку Георгию», – Виталий Прудников историк.

Латышев попытался прочесть ее по-гречески, для чего он ввел много новых букв, а рунические буквы истолковал, как искаженные греческие у него получилось: «Успокоился раб божий Георгий Грек».

Сам памятник он отнес к XII веку, если верить симу толкованию то в XII веке близ Пятигорска жил некий Грек Георгий христианин, которому после смерти насыпали курган, справили языческую тризну, а потом воздвигли на кургане 3-х метровый монумент.

Такую трактовку надписи многие ученые считают, мягко говоря, ошибочной. Дело в том, что славянские руны так же, как и японские иероглифы при минимальном изменении в написании могут нести совсем иной смысл, а на статуи большая часть рун просто-напросто уничтожены. А также нет никаких сведений о том, что некий Георгий Грек был хоть сколько-нибудь выдающейся личностью, так что 3-х метровый памятник ему вряд ли бы поставили, о том, что статуя Дука-бек была посвящена весьма уважаемому человеку, говорит и то из какого материала она сделана.

Этот монумент настолько выделяется от всех прочих, материал из которого он изготовлен это эльбрусский базальт уникальный материал, который имеет невероятную плотность, твердость и темный цвет. Выходы этого базальта на Эльбрусе имеются на северной стороне, там есть огромные вулканические выбросы.

Бус Белояр правитель Русколани

Сторонники официальной истории относятся весьма скептически и настаивают на том, что связывать статую Дука-бек с Бусом Белояром нельзя, хотя бы потому, что считают князя Русколани, всего лишь вымышленным героем старых легенд. Известный исследователь и ученый Елеазар Мелетинский, работая с мифологией, давно сказал, что у каждого народа есть определенный герой, героическая личность, как правило, даже мифическая, от которого народ ведет свои корни, либо с которым себя отождествляет.

Логика экспертов понятна, однако, сторонники теории существования Русколани с ней не согласны и в качестве доказательства того, что Бус Белояр реальный человек, а не мифологическая личность приводят цитаты из весьма авторитетных древних литературных источников: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет», а также песен древнерусского сказателя Бояна.

Боян называет Буса – Побудем Руси Божьей, то есть послушником, учеником – тем, кто слушает. Слово «побуд» означает того, кто будет пробуждать – именно духовного учителя. Этот текст, по мнению сторонников альтернативной истории доказывает, что Бус Белояр все-таки существовал и версии о том, что христианство на Руси было принято уже в IV веке есть реальные доказательства. Из рассуждений ученых следует, что русский народ действительно принял крещение на несколько веков раньше, чем это принято считать. Однако у сторонников канонической версии Крещения Руси есть, чем ответить на подобные заявления.

«Если оно произошло, где об этом свидетельство? Это событие довольно важное, даже Крещение Руси 988 года отражено, в документах свидетельствах современников, которые жили и в Византии, которые жили в Польше, Венгрии. Это было очень важно, если мы берем IV век, допустим, Римская империя (313 год) официальный документ, в Римской империи христианство стало основополагающей религией. Об этом есть свидетельства современников, где хотя бы одно свидетельство современников о том, что в IV веке славяне принимают христианство, где? Их нет...», – Николай Копылов, доцент МГИМО.

Что же доводы обеих сторон этого давнего спора не лишены здравого смысла, чтобы поставить точку в этом споре необходимо найти новые доказательства того, что Русколань как государство действительно существовало и могло в IV веке принять христианство или окончательно опровергнуть сам факт существования Русколани.

Поработав с архивами, исследователи нашли еще одну зацепку для расследования. Это некоторые подробности жизни легендарного правителя Русколани Буса Белояра. Согласно легендам, князь пытался распространить христианство за пределами своих владений, он вел долгую и кровопролитную войну с племенем гуннов и в результате погиб. Вот что об этом говорят древние источники: «Русь вновь была повержена и Буса Белояра и 70 иных князей распяли на крестах, и смута великая была на Руси».

По кавказскому преданию, на родину тела Бусы и князей привезли 8 пар волов, жена Буса повелела насыпать над их могилой курган на берегу реки Этока и воздвигла на кургане памятник, сделанный греческими мастерами. Из этой информации следует, что Бус Белояр был главным, но отнюдь не единственным князем Русколани. Князей было 70, все они погибли за христианскую веру и были похоронены вместе с Бусом, но, что главное в легендах есть конкретное указание на место захоронения этих 70 князей.

Поиски князей Русколани

Если отыскать эти захоронения, то как минимум появятся доказательства того, что история о 70 князьях правда, а значит и все легенды о Русколани не вымысел.

Бус Белояр был захоронен в 30 км от Пятигорска на берегу реки Этока, где собственно и была найдена его статуя. Есть версия, что 70 казненных князей захоронены в том же районе, правда эту версию никто не проверял. Из истории статуи Дука-бек известно, что в 1849 году она была снята с места своей первоначальной установки на берегу реки и перевезена сначала в музей Пятигорска, а позже в Москву. Перевозил ее член одесского клуба любителей древностей Авраам Фиркович. В своих записях он указал, что статуя была взята им с высокого кургана на берегу реки в 30 км от Пятигорска в том месте, где река делает крутой поворот такое место в этих краях всего одно.

Дука-бек фото

Когда была обнаружена статуя Дука-бек Фиркович ничего не упомянул о других статуях и захоронениях по той простой причине, что он их просто не видел. Есть предположение, что захоронения находятся на дне реки, за сотни лет рельеф местности мог здесь измениться и территорию, на которой, возможно, когда-то располагались древние изваяния, затопило.

Остается лишь проверить эту версию. Статуя Дука-бек располагалась на кургане, логично предположить, что и статуи других князей, если они, конечно, здесь были, также находились на возвышениях. К сожалению, на дне реки ничего найти не удалось с определенной долей уверенности, можно утверждать, что версия о том, что 70 князей убитых вместе с Бусом Белояром могли быть захоронены рядом с ним, не подтвердилась.

Иные свидетели статуи Дука-бек

Исследователей, которые писали о найденной на Кавказе древней статуи Дука-бек немного. В 1858 году на Кавказ отправляется человек, о котором сегодня мы очень мало знаем его имя Флориан Антонович Жилль. Приехав на Кавказскую землю, он принялся зарисовывать с натуры, все понравившиеся ему места. Увидев в Пятигорске статую Дука-бека, Жилль стал утверждать, что в Кяфарском ущелье видел несколько десятков подобных фигур. Он описал их и даже зарисовала подробное расположение.

Рисунки Флориана Жилля сделанные им в Кяфарском ущелье найти не удалось, получается, что никаких других доказательств, кроме записанного рассказа француза нет. Насколько можно верить такому человеку?

«Флориан Жилль – это человек, который вошел в историю как путешественник, причем не просто путешественник он не только описывал то, что он видел, он специализировался на рисунках. Его называли рисовальщиком, причем достаточно высококвалифицированным. Когда он свои рисунки наносил, то ставил перед собой задачу сделать их документальными, и таких рисунков сохранилось достаточно много. К этому можно еще добавить, что он был библиотекарем у Александра I».

Флориан Жилль ни о чем не утверждал, он просто описывал, что видел. Все что известно, это его слова, что памятник есть и памятник очень загадочный. Кто знает, может быть, императорский библиотекарь и не ошибся, и его слова соответствуют истине.

Группа исследователей отправилась в Кяфарское ущелье, это последний шанс найти доказательства существования древней Русколани. К сожалению, группа не нашла ни каменных изваяний, ни захоронений князей Русколани, но обнаружили нечто не менее интересное, судя по всему, древнее городище. Перед приездом в архивах были изучены материалы об ущелье, и нигде не встретилось упоминания о древних строениях, которые могли бы здесь находиться. Единственное, о чем было сказано в архивных документах, это статуи обнаруженные Флорианом Жиллем.

Выходит захоронения, описанные французом, могут быть как-то связаны с найденным городищем. Возможно, в Кяфарском ущелье необходимо проводить полномасштабные раскопки, это нужно сделать для того, чтобы поставить точку в споре ученых о существовании Русколани. Для проведения таких работ необходимо разрешение государства.

Итог

Пора подводить итоги, к сожалению, не удалось найти доказательства существования Русколани, а значит предположение о более раннем, чем принято считать Крещении Руси, так и остается предположением. Поэтому пока более правомерной следует считать общепринятую дату 988 год. Впрочем, даже сторонники официальной истории Крещения Руси все уже согласны с тем, что и эта дата не бесспорна.

В Русской православной церкви очень долго существовала такая точка зрения, что христианство на Русь пришло задолго до официальной даты крещения, чуть ли не в первое десятилетие после Иисуса Христа. Связано это в первую очередь с проповедью благой вестью, которую принес апостол Андрей.

Данная точка зрения очень долгое время была довольно популярной. Крещение Руси, христианизация Руси все это шло не один день и даже не один год, это процесс, который длился десятилетиями и даже веками.

Видимо, эти исторические загадки – существовало ли государство Русколань, кому именно был поставлен памятник Дука-бек и могли ли русы, принять крещение раньше X века будут еще долго будоражить ученые умы. Возможно, со временем новые археологические открытия позволят, наконец, поставить точку в многолетнем споре, а историки, наконец, придут к единому мнению.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее