![]() В 1840 году в районе горы Арарат произошло мощное землетрясение. Потоки воды от растаявшего на вершине горы снега проникли в недра дремлющего вулкана и вызвали взрыв, который взломал один из склонов древней горы. фото: Russia-armenia.info Через пять лет научная экспедиция, исследовавшая Арарат, обнаружила нечто невероятное: на склоне, наиболее пострадавшим во время этого землетрясения, был ясно виден след от какого-то огромного сооружения, сползшего вниз. Там же были найдены и почерневшие от времени деревянные балки, похожие на детали от крупного судна. Эти находки стали очередными свидетельствами самого знаменитого призрака в истории человечества – Ноева ковчега, который ищут уже несколько тысячелетий – корабля, который находят и не находят. В последние десятилетия объект, похожий на библейский ковчег, часто видят на склонах Арарата с самолетов, его фотографируют космические спутники, но когда туда поднимаются альпинисты, они не обнаруживают там ничего, что подтвердило бы то, что ковчег находится на горе. Редкие придания будоражат умы так, как рассказ о Ноевом ковчеге. Одни не верят в то, что эта история была на самом деле, другие не сомневаются ни в одном слове. Библейский праведникЛегенда о корабле, который построил библейский праведник, полна тайн и загадок, но попытки найти ответы рождают все новые вопросы. «Мы с помощью альпинистской техники прошли до высоты 5 000 метров. Весь западный ледник мы прошли полностью, вышли на высоту 5000 м. уже с этой стороны мы стали смотреть на Ахор, на внутреннюю часть этого ледника. Подход к нему очень сложный, потому что можно попасть под лавину или ледовый сброс. Поэтому на этом у нас экспедиция завершилась», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму. После землетрясения 1840 года на нижнем конце ледника возникла глубокая, 280-метровая расселина, названная Ахорской пропастью. На её дне из талых ледниковых вод образовалось озеро. В 1848 году турецкие чиновники осмотрели разрушения, принесенные катастрофой, и наткнулись на некое громадное сооружение. Участники комиссии определили на глаз размера объекта: высота 17 м, длина около 140 м. Практически такие же размеры были и у ковчега. Им удалось проникнуть в три больших внутренних отсека, все другие помещения были заполнены льдом. Борта судна были сделаны из дерева, о котором говорится в писании – это дерево растет только в долине реки Евфрат. Дальнейшее обследование объекта пришлось прекратить, потому что громадный карниз ледника, нависший над ними, мог обрушиться в любое мгновение. Сообщение комиссии о находке было опубликовано в британской газете Prophetic messenger в 1883 году. Однако вместо того, чтобы побудить ученых и археологов к поиску ковчега, оно прошло практически незамеченным. Ноев ковчег и необъяснимые фактыБиблейскую историю о великом потопе можно было бы считать аллегорией или просто вымыслом, если бы не ряд поразительных фактов, объяснения которым нет даже у ученых. Главный из них: о потопе и Ное с его кораблем в древности было известно в самых отдаленных уголках земного шара. Как такое возможно? «Не только в ближневосточной мифологии, но и в мифологии народов, очень далеких от этого региона, присутствует миф о потопе», – Людмила Жукова, зам. руководителя Центра изучения религий РГГУ. Среди народностей Европы, Азии, Америки и Австралии ученые-этнологи обнаружили более 200 легенд о потопе, сюжеты которых поразительно схожи в деталях. Дэвид Кранц в истории Гренландии пишет: «Почти все языческие народы знают кое-что о ноевом потопе. Первые миссионеры слышали от гренландцев предания о том, что мир был когда-то уничтожен потопом, и все люди, кроме одного человека, утонули». В подтверждение тому, что поток залил всю землю, они указывают на множество раковин и останки рыб, встречающихся далеко от моря, а также на кости китов, найденные на одной высокой горе. «Сам же сюжет известен далеко за пределами библейского мира», – Анатолий Лакирев, священник, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери. «Возникает вопрос, есть ли единый источник у всех этих историй о потопе? Условно, скажем так – миф, который возник в Двуречье, потом транслировался. Беда в том, что эти мифы встречаются, действительно, в Африке, в Австралии и так далее», – Людмила Жукова, зам. руководителя Центра изучения религий РГГУ. Библиотека АшшурбанипалаВ 1855 году на раскопках Древнего Вавилона британскими археологами были обнаружены сотни глиняных табличек с письменами древних шумеров. Они вошли в историю под названием Библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. На двенадцати из найденных табличек записана поэма о Гильгамеше. В ней описывается рассказ Утнапишти, одного из подданных царя Гильгамеша, который спас себя и свою семью от потопа, устроенного разгневанными богами. «Я открою Гильгамеш сокровенное слово, богов великих потоп устроить склонило их сердце. Светлоокий Эа с ними вместе клялся, но мне он их слово поведал: «Снеси жилище, построй корабль, покинь изобилие, заботься о жизни, богатство презри, спасай свою душу. На свой корабль погрузи все живое». Гильгамеш был герой всех шумерских и вавилонских эпосов, известная очень фигура. Это историческая личность – его печать нашли, то есть ученые знают, что действительно был такой человек. «Что же касается ближневосточных параллелей, то они самые явные. Сходство мифа о потопе в эпосе о Гильгамеше и, скажем, библейской версии – истории о потопе, действительно поражает», – Людмила Жукова, зам. руководителя Центра изучения религий РГГУ. Ассирийский Ной-Утнапишти спасся, причалив к горе, его корабль соответствует известному нам описанию ковчега. Большинство же знают историю великого потопа из священного писания христиан – Библии. В ней говорится, что много тысяч лет назад наступил момент, когда человечество пришло к полному нравственному вырождению, и потому должно было погибнуть в водах невиданного потопа. Единственным праведником на Земле оказался Ной.
Немножко по-другому философия этой истории изложена в Коране, там тоже есть история с Ноем. Очень живо описана буря, в которой все погибает. Есть детали об одном из сыновей Ноя, который думал, что он спасется на горе и остался, но с горы его смыло, так что он все равно погиб. Это еще одна из историй неповиновения. Есть греческая история, где царь Фтии Девкалион (сын Прометея) от отца своего узнал о том, что будет потоп, потому что Зевс решил наслать на людей бедствие: ему тоже не нравилось, что люди вели себя развратно. И он соорудил корабль, этот корабль плавает, пристает к горе: то ли к Этне, то ли к Афону, тоже выпускают голубя. То есть такой набор неких бродячих сюжетов, миф, который с одной стороны, строится по определенному принципу – он все время сочетает в себе некую всемирность, всемирный потоп и очень конкретную вещь, конкретные пункты, места и конкретные даже способы борьбы с тем, что Бог на людей насылает. Ноев ковчег: структура, материалы, размерыКовчег был сделан из крепчайшей кипарисовой древесины, имел вид прямоугольного ящика, состоящего из трех этажей и множество отсеков, в которые должны были поместиться, кроме семейства Ноя, по одной паре каждого вида животных. Корабль имел 134 метров в длину, 25 и 15 в ширину и высоту, его водоизмещение было около 43 000 тонн, а, значит, Ноев ковчег был чуть меньше знаменитого Титаника. Когда ковчег был готов, все, кто должны были спастись, поднялись на него. А на земле началось катастрофическое наводнение, которое вошло в историю под названием Великий потоп.
«И разверзлись все источники великой бездны, и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей, и стала убывать вода по окончании 150 дней, и остановился ковчег в 7 месяце в 17 день месяца на горах араратских. И сказал Бог Ною: «Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою. Выведи с собою всех животных». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». (Библия – Книга Бытия) Жизнь после потопаСогласно Библии новая жизнь началась около 5000 лет назад. А местом рождения после потопной цивилизации стал двуглавый Арарат – гора вулканического происхождения на границе Армении и Турции. В той местности, где формировалась библейская культура, где еще до Авраама обитали его предки древние семиты в Месопотамии и южнее, там постоянно бывают наводнения, время от времени катастрофические. Данные археологии говорят о том, что порядка 17-18 тысяч лет назад случилось особенно большое наводнение, которое, вероятно, и послужило прототипом для сюжета, для истории, легенды, стало литературной основой рассказа о Ное. «Вполне вероятно, что в этих мифах отражены некоторые, действительно, реальные достаточно серьезные катаклизмы. Их очевидцы могли вполне воспринимать как вселенское бедствие. Конечно, говорить о потопе вселенского масштаба не приходится», – Людмила Жукова, зам. руководителя Центра изучения религий РГГУ. Действительно, всемирность великого потопа вызывает у ученых большие сомнения. Следует иметь в виду, что для наших предков понятие мир означало то, что находилось в пределах их досягаемости, а Ближний Восток, где жили Гильгамеш и Утнапишти, это, по понятиям обитавшей здесь части человечества, и означало мир. «Для современного человека, очевидно, что если мы говорим о всемирном потопе, значит, Южная Америка тоже должна была утонуть, но она не тонула. Библейский автор знать не знал о существовании Южной Америки, для него это было совершенно не важно», – Анатолий Лакирев, священник, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери. «Почти у всех, в мифологии всех народов от Индии до шумеров и так далее, описание потопа существует, значит, эти потопы, по-видимому, были. Я считаю, что очень важные причины, это тектонические причины – когда в результате взаимодействия между плитами происходят крупные землетрясения, перемещая огромные водные массы», – Александр Городницкий, ученый-геофизик, академик РАЕН. Вероятная причина потопаСогласно теории тектонических плит, твердая оболочка нашей Земли – литосфера, неоднородна, она состоит из огромных плит, которые, сталкиваясь друг с другом, вызывают землетрясения. «Во время одного из активизаций взаимодействия между плитами возникло огромное цунамигенное землетрясение, которое, например, произошло на Суматре и унесло сотни жизней. Огромная волна цунами прошла не только по окраинам Средиземного моря, но и по Месопотамии, по Аравийскому полуострову и вызвало вот этот поток, который описан в Библии. Так что я считаю, что это все имеет вполне реальное научное обоснование», – Александр Городницкий, ученый-геофизик, академик РАЕН. Но могла ли вода покрыть землю настолько, что остались лишь верхушки самых высоких гор? Ведь, согласно Библии, ковчег Ноя причалил именно к горам араратским, а высота большого Арарата – 5165 м. «Что касается неких свидетельств этого потопа, что вода закрыла самые высокие горы, то если мы взглянем на карту, то никаких высоких гор на Аравийском полуострове нет, – это равнина. Поэтому их понятие о высоких горах, у древних, живших там, было относительное. А то, что все Двуречье было накрыто, это да. Впоследствии они там плавали, плавали, и принесло их к вершине Арарата, и тогда вода стала убывать. Это все есть косвенные свидетельства геоморфологические о том, что воды эти перекрыли вообще всю восточную часть Европы. Например, по данным биологов какие-то редкие виды ископаемых рыб, которые могли быть только в Черном море, попадались в Балтийском и так далее. Так что я в это достаточно верю», – Александр Городницкий, ученый-геофизик, академик РАЕН. Значит, вода совсем не обязательно поднималась до таких высот, и ковчег мог остановиться ниже вершин или даже в седловине между вершинами большого и малого Арарата, расположенными на расстоянии 20 км друг от друга. Тогда все встает на свои места: и спуск с большой высоты животных, которые тоже спаслись в ковчеге, и оливковая ветвь в клюве голубя, которого выпустил Ной, чтобы проверить сошли ли воды. Возможно, ковчег и сейчас находится там, на высоте немногим выше 4 км, закованный вечными льдами. Если бы он остановился еще ниже вне зоны льдов, дерево давно бы уже сгнило, хотя Ной и использовал для постройки ливанский кедр, очень прочное дерево, которое плохо поддается гниению. Поиски Ноева ковчегаКорабль праведного Ноя искали всегда. В античные времена и в Средневековье сохранность Ноева ковчега принималась без сомнений. Еще в 275 году до нашей эры вавилонский летописец Беросс упоминал о корабле, который приплыл в Армению и опустился на грунт. Об этом же в первом веке нашей эры писал иудейский историк Иосиф Флавий: «Одну часть корабля можно обнаружить и сегодня в Армении, люди соскабливают с него смолу для изготовления амулетов». О том, что на Арарате есть нечто, похожее на корабль, рассказывали купцы, проходившие с караванами в Персию. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в конце XV века проезжал мимо Арарата по пути в Китай, он писал: «В стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами. Никто не может на вершину забраться, тем более что снег там никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова». В начале XVI века возле Арарата побывал немецкий путешественник Адам Олеарий, он написал следующее: «Армяне и персы считают, что на горе Арарат все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».
Редкие путешественники отваживались сами совершить восхождение, чтобы увидеть священный ковчег и не только из-за крутизны скал. В XIV веке францисканский монах Одерих Матиусси в докладе Папе Римскому отмечал: «Люди, живущие там, рассказывают, что никто не забирается на гору, так как это может не понравиться всевышнему». Священная смола...Еще в дохристианские времена в предгорьях Армении знали о корабле, лежащем на вершине горы. Местные жители соскребали смолу, которой он был пропитан, для изготовления целебных снадобий и талисманов. Но однажды группа собирателей смолы была поражена молнией и походы к кораблю прекратились. Люди были уверены, что каждого, увидевшего его, ждет болезнь, а то и смерть. О том, что причиной этого могут стать разряженный воздух, низкое атмосферное давление, выбросы вулканических газов, они не знали. Арарат действительно известен среди альпинистов как гора сложная и по перечисленным причинам и из-за суровых погодных условий.
Но и современные искатели ковчега иногда склонны соотносить эти явления с древней легендой. Слишком много мистики и загадок связано со священной горой. Священные реликвииОчень хотел найти ковчег живший в IV веке армянский монах Акоп – будущий епископ Иаков Низибийский (Нисибийский). Он неоднократно начинал восхождение на Арарат, но на подходе к вершине монаха вдруг сваливал непреодолимый сон, а, проснувшись, он каждый раз вновь оказывался у подножия горы. Так продолжалось до тех пор, пока ему не явился ангел – он принес монаху кусочек ковчега и сказал, чтобы тот больше не искал подтверждения тому, что написано в Библии.
С тех пор этот фрагмент обшивки с легендарного Ковчега является одной из святынь армянской апостольской церкви. В Эчмиадзине отломали кусочек и отправили императрице Екатерине II в знак уважения к Русской Православной церкви. Поиски останков ковчегаУбеждение в том, что Бог не позволяет людям подниматься на Арарат, многие века препятствовало исследованиям. Негласный запрет был нарушен в 1829 году французом Иоганном Парротом. Ледник на северо-западном склоне горы назван в его честь. После этого восхождения началось буквально соревнование за право первым найти останки корабля Ноя. Организованные поиски Ноева ковчега начались с середины XIX века. Первой научной экспедицией на Арарат была группа профессора из Дерптского университета Германа Абиха. Это она обнаружила в 1845 году следы корабля, в результате землетрясения сползшего по склону и развалившегося на части. По каким-то непонятным причинам эти и многие другие важнейшие сообщения о ковчеге проходили практически незамеченными научным сообществом. Незамеченным в научном мире прошло и сообщение архидиакона Нури, опубликованное в английском «Механике» в 1892 году. Он рассказывал, что увиденный им гигантский корабль находится на краю замерзшего горного озера, которое частично подтаивает лишь в очень жаркое лето, а основной корпус остается подо льдом. Еще один интересный факт приводит в конце 60-х годов прошлого века американский исследователь Чарльз Берлиц. Армянский эмигрант Жорж Акопян рассказал ему, как в 1905 году дедушка взял его, десятилетнего, с собой на Арарат: «Мы с дедом долго поднимались вверх, вдруг слева внизу показалось что-то, напоминающее огромный корабль, его корпус покрывал снег, а на крыше виднелось глубокое отверстие». – «Не бойся, – сказал мне дед. – Это святой корабль, а все люди и звери давно покинули его». Ученые провели анализ рассказа Акопяна на детекторе лжи, детектор дал однозначный ответ – рассказчик говорил правду. Была намечена экспедиция с его участием, но она не состоялась из-за нехватки средств и смерти главного участника событий Акопяна. Поиски ковчега значительно осложнены и политической обстановкой в регионе. С начала XX века, когда Арарат отошел Турции, и до недавнего времени все исследования, съемки и даже просто восхождения были официально запрещены. Современные исследователи Ноева ковчегаЛюди все равно ищут ковчег неофициально, минуя разрешения правительства, пользуясь услугами местных проводников-курдов, живущих на склонах и в окрестностях Арарата, и находят детали корабля, а также другие следы его пребывания на священной горе. Самым известным изображением Ноева ковчега стали фотографии. В 1960 году во время просмотра снимков, сделанных с самолета в горах на расстоянии 30 км от горы Арарат, на небольшом плоскогорье был обнаружен участок земли, имеющий форму судна и окаймленный насыпью. Его размеры близки к тем, которые указаны в Библии. В августе 1977 года американец Рон Уайетт отправился в Турцию для исследования объекта, подобного ковчегу. Турецкие власти признали находку и создали на этом месте туристический центр и музей. Тогда же на склоне Арарата были обнаружены огромные якорные камни. В отличие от обычных якорей, которые не дают судну перемещаться, якорные камни висели под днищем древних кораблей, двигаясь вместе с ними. Они стабилизировали и держали корабль в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам. Судя по размерам камней, найденных на Арарате, судно, к которому они крепились, было действительно грандиозно, но они находятся довольно далеко от места, где по официальной версии властей лежит ковчег. Случайное обнаружение Ноева ковчега офицером царской армииЛето 1916 года, Первая мировая война, лейтенант царской армии Владимир Росковицкий на разведывательном самолете пролетал над Араратом. В одной из расселин экипаж заметил полузамерзшее ледниковое озеро. В том месте, где из него вытекала небольшая речка, Росковицкий и его напарник разглядели остов огромного корабля, наклоненного на один бок.
По результатам доклада Николай II отдал распоряжение на отправку экспедиции. Порядка 150 русских солдат отправились к этому месту, которое обнаружили летчики, и они добрались до этого ковчега. Жара стояла невыносимая, корабль показался изо льда настолько, что членам экспедиции удалось побывать внутри ковчега. Впоследствии летчик Владимир Росковицкий эмигрировал за границу. В 1938 году американский журнал New Eden Magazine опубликовал интервью с ним. В нём Росковицкий утверждает, что он ясно видел вмерзший в лёд остов корабля величиной с городской квартал. По его словам внутри корабль состоял из сотен отсеков, некоторые были просто огромными, толщина перегородок достигала 60 см. Там вполне могли помещаться животные размером со слона. Хотя участники экспедиции сделали тщательные замеры и фотографии ковчега, взяли пробы, дерева и смолы, никаких материальных доказательств не сохранилось.
Впоследствии территория Арарата была захвачена турецкими войсками, но среди местных жителей – курдов – нашлись свидетели этого события. Опрошенные в 1985 году очевидцы рассказывали, что русские военные обнаружили возле озера развалившийся деревянный корабль. Они громко кричали ура, стреляли из ружей, револьверов. Ковчег, по мнению курдов и сейчас лежит на том же месте. Кроме местных жителей, подробности русской экспедиции 1916 года знают и потомки её участников. Обнаружение Ноева ковчега разведывательными самолетами ВВС СШАВ 1946 году, через 30 лет после экспедиции Росковицкого, американский разведывательный самолет вел съемку в районе советско-турецкой границы у горы Арарат. Когда фотографии проявили, оказалось, что на западном склоне горы находится необычный продолговатый предмет длиной около 160 м. В 1949 году разведывательный самолет ВВС США, возвращавшийся на турецкую авиабазу, сфотографировал на склоне Арарата аномальный объект, напоминающий отпечаток днища огромного корабля. Летом 1960 года какое-то кораблеподобное сооружение на западном отроге Арарата заметили пилоты 428-й эскадрильи, а один из летчиков, Грегор Швингхаммер, писал: «Громадное прямоугольное судно в заполненной водой расселине, высоко на горе было хорошо заметно». Турецкие власти организовали к этому месту военную экспедицию, и как утверждается, поиски увенчались успехом. Корпус корабля почти полностью скрывался подо льдом, тогда доступ к нему расчистили с помощью динамита. Солдаты проникли в образовавшийся проем, но внутри не нашли ничего, кроме горы сгнившей древесины. Турецкие власти эти материалы засекретили. Может быть, именно в этом месте в 1955 году испанцу Фернану Наварре удалось извлечь из-подо льда толстый брус и несколько досок обшивки. Радиоуглеродный метод тогда показал, что возраст древесины – около 5000 лет. А в 1984 году американец Рон Вьят якобы отколол от борта ковчега несколько килограммов окаменевшего дерева. Реликвия контрабандой была вывезена в Нью-Йорк, где выставлялась на всеобщее обозрение, но, к сожалению, никакой экспертизы тогда не проводилось. «Учитывая 6 лет поисков, я пришел к выводу, что на вершине или на горе Арарат его нет. Учитывая, что практически со всех сторон: южный, восточный, западный, Ахор, северный, вроде, всё исследовал сам лично. Прихожу вот к такому выводу и чисто теоретически, конечно, может быть, если он где-то еще есть, но я считаю не на горе Арарат», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму. ЭпилогИтак, ковчег неоднократно фотографировали с борта самолетов. С 1973 года объект похожий на большой корабль, регулярно фиксируют на Арарате космические спутники, но при подъеме к этому месту с земли – опять ничего.
«Один из космонавтов, Ирвин (американец), который в свое время сам выезжал, сам искал, шесть раз выезжал. Он сказал: «Господь, так сказать, сам решит, кому его открыть. Может быть, кому-то он и откроет», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму. «Представьте себе, что мы нашли некий остов окаменелый за эти тысячи лет в виде деревянного судна, на котором нацарапано, как на садовой скамейке: «Здесь был Ной с сыновьями». Следы, уже окаменевшие: копыт, когтей тысяч разновидностей животных, и что? Что от этого изменится? Человечество таково, что нас никогда не убеждают доказательства», – Анатолий Лакирев, священник, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери. Некоторые исследователи ищут корабль Ноя уже в других местах планеты. Известный подводный исследователь Роберт Баллард – тот самый, который нашел места затопления знаменитого Титаника в Черном море на глубине 100 метров, обнаружил что-то, похожее на Ноев ковчег. В мире существует как минимум шесть мест, которые можно назвать горами араратскими, одно из таких находится в Краснодарском крае на берегу Черного моря. А, может быть, мы просто ищем не столько не там, сколько не то? Может быть, мы однозначно понимаем слово ковчег? В переводе с арабского это слово имеет несколько значений, возможно, ковчег – это просто аллегория, символ спасения.
Каждый сам решает, во что ему верить. Несмотря на огромное количество свидетельств о его существовании, сам ковчег так и не найден. Несомненно одно – история о потопе, погубившем развратившийся мир, и о корабле, который построил Ной, должна быть для человечества грозным предупреждением. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |