up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / Религия / Сергий Радонежский: путь от простого человека до святого старца

Сергий Радонежский: путь от простого человека до святого старца

Сергий Радонежский: путь от простого человека до святого старца

Не государь, не полководец, не великий писатель или художник. Отчего уже свыше шести столетий сердце каждого православного христианина теплеет при одном только упоминании имени Сергия Радонежского? Оттого ли, что поспособствовал избавлению земли нашей от ненавистного ига, объединив Русь? Оттого ли, что что собрал нас в единый народ?

Преподобный Сергий Радонежский

фото: мы-мир.рф

Почему ратников на битву благословляют ликом Св. Сергия Радонежского? Почему не иссякает поток верующих к чудотворной иконе? Откуда это особое почитание Преподобного, который теперь навеки стал ангелом-хранителем, духовным наставником, собирателем русской земли и её народа.

donskoj_kulikovskaya_bitva.jpg

Куликовская битва: «И оружие их вонзится в сердца их, и луки их сокрушатся»

XIV век, нет единого государства, нет границ, нет власти. Киевская Русь раздроблена на пятнадцать княжеств. На берегах Днепра хозяйничают литовцы, великое Владимирское княжение существует лишь формально. Больше века Русь под гнетом орды.

Народ обложен ордынскими захватчиками непомерной данью, постоянные поборы сопровождаются разорительными набегами соседних земель.

Те, от кого зависит жизнь и покой народа, погрязли в борьбе за власть и в междоусобицах. Чтобы расправиться друг с другом, князья пишут ложные доносы. Кровь льется рекой, запахом смерти, страха и отчаяния пропитан воздух. Люди теряют веру – веру в справедливость и надежду на спасение.

Куликовская битва и ее значение для Руси

Летом 1380 года произойдет событие, которое впервые за все время ордынского гнета объединит русский народ. Битва на Куликовом поле навсегда войдет в историю. Именно с него начнется возрождение русского духа и страны. И важнейшую роль в этом великом деле сыграет Преподобный Сергий Радонежский, благословивший и вдохновивший народ на ратный подвиг.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Почему именно после благословения Сергия Радонежского у князя Дмитрия Донского и его ратников появилась уверенность в своих силах? В чем была тайная сила простого монаха, если после его слов люди не раздумывая пошли на верную смерть за свой народ и свою землю?

«Как-то один очень образованный монах, когда мы с ним подходили к мощам Преподобного Сергия, сказал: «Посмотри, вот здесь вот лежит человек, – произнес он, указывая на мощи Сергия. – Вот он, ему дана власть управлять всей Россией, уже более пятисот лет. Вот он этим занимается, хочешь – верь, не хочешь – не верь», – архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве.

О Сергии Радонежском известно немного. Преподобный не оставил после себя ни одного письменного документа, ни записок, не наставлений, ни духовного завещания.

«Житие Сергия Радонежского»

Чуть ли не единственное существующее историческое свидетельство – это знаменитое «Житие Сергия», написанное в 1418 году его учеником Епифанием Премудрым и значительно доработанное в середине XV века составителем жизнеописания святых Пахомием Логофетом.

книга-биография Житие Сергия Радонежского

Древнейшая из дошедших до нас копий «Жития», была выполнена в конце XVI века. В книге подробно описаны главные события биографии святого, но в «Житии» практически нет информации о том, как выглядел преподобный. Встречаются лишь свидетельства об особых чертах характера Сергия Радонежского.

Ему можно дать более двадцати лет, по внешнему виду, но более ста лет по остроте ума, ибо хотя он был молод телом, но духовным разумом он был стар и совершенен по божественной благодати.

Как выглядел Сергий Радонежский?

При соприкосновении с великой личностью всегда хочется представлять ее реальный образ. Иконописные изображения Сергия Радонежского в разных храмах сильно отличаются друг от друга – скорее всего, большинство из них уже очень далеки от реальности.

За шесть веков менялись традиции иконописи, а вместе с ними менялся и облик преподобного Сергия. Так как же на самом деле выглядел преподобный? Кто из рисовавших Сергия Радонежского был наиболее близок к действительности?

лицевой покров Сергия Радонежского

Отправной точкой для нашего исследования послужит хранящийся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре лицевой покров – самое древнее изображение преподобного. Насколько оно может быть достоверным?

В ряде источников указано, что Сергий был причислен к лику святых в 1452 году, то есть примерно через 60 лет после смерти. Плащаница была необходима для покрытия его мощей. Доподлинно неизвестно, видел ли Сергия Радонежского мастер, создавший изображение на покрове, или опирался лишь на описание внешности со слов учеников преподобного.

На эти вопросы могут ответить сотрудники лаборатории пластической реконструкции института антропологии РАН. С помощью специального криминалистического оборудования они изучили каждый миллиметр покрова.

Откуда родом Сергий Радонежский?

Мирское имя Сергия Радонежского – Варфоломей. Он родился в 1314 году и был средним из трех сыновей весьма родовитого ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, владеющими большим имением под Ростовом Великим.

Игумен земли Русской Сергий Радонежский

«Его аристократическое происхождение давало умение повелевать, вести за собой людей. Для того, чтобы быть во главе монастырской общины, нужно было иметь то, что мы называем харизмой, то есть уверенность в себе, уверенность в том, что этот человек имеет право руководить. У преподобного Сергия это было, что называется, в крови», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

В те времена положение человека в обществе напрямую зависело от того, кем были его предки. Варфоломей должен был стать, как и его отец, боярином, однако произошло невероятное. Юноша отказался от поста и привилегий, которые сулили ему будущее, и неожиданно выбрал для себя монашеский путь.

«Люди, которые прожили какую-то часть жизни в богатстве, в достатке и потом отказывались от этого, обычно становились выдающимися подвижниками. Когда человек вкусил богатства и преодолел это, ушел в бедность, он знает полноту жизни. Как говорил апостол Павел: «Могу жить в скудности, могу жить в изобилии. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Предсказание

Сейчас трудно утверждать, что послужило главной причиной жизненного выбора. Как рассказывает Житие святого, еще в детстве с Варфоломеем произошло чудо.

Видение отроку Варфоломею - картина художника Михаила Васильевича Нестерова

Мальчик долго не мог научиться читать и писать. В этом он серьезно отставал от сверстников, но однажды Варфоломей повстречал старца в монашеском одеянии и поведал ему о своей беде. А после беседы вдруг смог прочитать строки псалтыря.

uchenie_i_principy_vladimira_monomaha.jpg

Владимир Мономах: путь к христианской мудрости

Ребенок пригласил старца в свой дом для знакомства с семьей. Перед самым уходом монах сделал неожиданное предсказание о том, что мальчик будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь.

К поведанным в Житии чудесам можно относиться по-разному, но кроме чудес, существуют достоверные исторические факты, которые не могли не оказать влияние на становление личности Сергия Радонежского.

«Десятилетие за десятилетием унижалась, разорялась страна. С русскими людьми делали все, что хотели захватчики. Ни о каких победах, ни о каком сопротивлении даже не было и мысли – приспособленчество. Вот это была максима, такая, на которую можно было решиться», – архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве.

Орда и ее влияние

Как и все, Варфоломей рос в атмосфере всеобщего страха перед ордынскими захватчиками. Едва заслышав о приближении очередного набега, жители посадов и деревень, как правило, бросали все свое имущество и в ужасе убегали.

татаро-монгольское иго

Никто и не помышлял о сопротивлении. Отчаяние, обреченность на рабство, стали общим уделом. Веры в справедливость, надежды на лучшую жизнь у людей уже не осталось. Уповали только на Бога.

Тонко чувствующий жизнь отрок рано осознал, что есть единственный способ выжить – надо духовно возвыситься над жестокой действительностью.

Великие заповеди Христа стали для Варфоломея не просто мерилом веры, а неукоснительным правилом его собственного бытия.

«Почему именно преподобный Сергий стал самым знаменитым, самым уважаемым, самым почитаемым среди русских монахов? В секрет его исторического успеха? В конце концов, я пришел к выводу, что тайна Сергия состояла в том, что он ближе всех сумел подойти к идеалам Евангелия. В своей жизни, в своем отношении к окружающим, в своем поведении, и повседневном, и в каких-то важных вопросах, он жил так, как требует Евангелие, то есть он максимально приблизился к идеалу», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Суровая действительность

В 1328 году семья Варфоломея, разоренная поборами ордынских ханов, вынуждена переехать из Ростова в Радонеж. Но и там жизнь не лучше – местная власть также обирает свой люд, как и чужеземцы, сопровождая это побоями и унижениями.

Принять такое юноша не может. Он просит родителей отпустить его в монастырь, но отец и мать не хотят с ним расставаться. И только после смерти родителей Варфоломей исполнит свое желание.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он уходит в лес и строит свою обитель.

«Преподобный Сергий поступил как раз-таки нетрадиционно и неординарно. Он от этого мира решил отказаться полностью, последовать образцу древних христианских подвижников аскетов- пустынников, которые, как Антоний Великий преподобный, уходили в пустыню, где вообще нет никого. Он только один, один на один с собой и с Богом. Вот по этому пути решил пойти преподобный Сергий», – Владимир Кириллин, заведующий кафедрой филологии Московской православной духовной академии.

Отчуждение

Что это было? Бегство от мира? Попытка избавиться от ужаса в действительности? Вряд ли. Это был первый осознанный шаг к освобождению, обретению духовной свободы – той самой свободы, которая даст в дальнейшем толчок избавлению Руси от ордынского и междоусобного произвола.

Варфоломей и Стефан строительство монастыря

Первый монастырь, построенный на холме Маковце, по размерам и конструкции больше напоминал избу. Сегодня трудно даже представить, как удалось двум молодым людям построить церковь в глухом лесу практически голыми руками.

«Тяжелый физический труд, и в Житие много есть свидетельств о том, как преподобный Сергий физически трудился. Он и землю сам обрабатывал, он и другим избы сам ремонтировал и так далее», – Владимир Кириллин, заведующий кафедрой филологии Московской православной духовной академии.

veshchij_oleg_knyaz.jpg

Вещий Олег: Великий Новгородский и Киевский князь

После возведения монастыря Варфоломей принимает постриг и меняет мирское имя на монашеское – Сергий. Построенную церковь братья освещают во имя Святой Троицы. Триедино божественная природа, являемая миру в трех ипостасях, и живущие в единстве по закону любви.

Свой труд по восстановлению Руси преподобный Сергий начинает с собственной обители. В этом скромном храме он создает монашеский уклад, соответствующий Евангелию.

«Раньше монастыри были, как богадельни, куда люди уходили под старость. И каждый жил в зависимости от того, сколько у него денег, какие у него родственники, какие связи. И собирались только в церкви вместе, а так все жили каждый, кто как мог. С именем преподобного Сергия связано введение в русских монастырях общежительного устава. Общежительный устав – это идеал монашества. В монастырях общего жития монахи живут одинаково: у них нет частной собственности, у них все общее; одинаковая одежда, одинаковая пища, строгая дисциплина, нет ни богатых, ни бедных, все молятся Богу», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Стефан не смог долго терпеть лишений и покинул монастырь, а слух об отшельнике Сергии, которому в одиночку удалось пережить зиму, голод и опасное соседство с диким зверем, быстро разнесся среди народа.

Сергий Радонежский и медведь

Как он начал свою борьбу за обновление Руси? Он не стал воевать за политическую власть, он ничего не хотел от этого мира, он ушел в глухой лес и построил деревянную церковь.

Молва разлетелась моментально, люди узнали, что есть такой подвижник и потянулись к преподобному Сергию. Делясь с ними своим духовным опытом, он оказывал колоссальное духовно-воспитательное воздействие и на простых людей, и на воинов, и на бояр, и на князей. Он стал духовным центром тогдашней раздробленной, разделенной, вздыбленной внутренним конфликтом Руси.

Распространение людской молвы о необычном монахе способствовало появлению дороги возле Маковецкого монастыря. Путники, застрявшие в распутицу, останавливались в храме. Каждый получал помощь и имел возможность побеседовать с необыкновенным отшельником. Тот для каждого находил особые слова, заставлявшие трепетать даже самое очерствевшее и отчаявшееся сердце. Каждый уходил со светлым чувством и верой в лучшее. Неудивительно, что скоро у Сергия Радонежского появились ученики, пожелавшие делить с ним лишения.

«Он категорически запрещал монахам побираться, то есть просить милостыню. Он говорил, что все мы должны своим трудом добывать себе пропитание. Поэтому нужно было все время работать, с утра до вечера. Раскапывать огород, делать запасы дров, собирать грибы, ягоды, то есть жизнь в монастыре была тяжелым трудом. И это выдерживал далеко не каждый», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Исток веры

Суровые условия жизни не позволяли братьям обеспечивать себя всем необходимым. Не хватало ладана для службы, вина для причастия и порой даже простой еды. В тяжелые времена Сергий всегда отдавал своим ученикам последнее, и при этом сам оставался без хлеба.

строгий уклад жизни Сергия Радонежского в лесном монастыре

«И люди это видели, люди это чувствовали, знали, что такое идеал, когда видели, как живет Сергий, они говорили: «Боже мой, появился праведник». То есть человек, который свою жизнь подчинил законам Евангелия», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Постепенно слухи о необычном монахе привлекли к нему и сильных мира сего. В этом сыграли важную роль не только святость старца и созидание монастыря, а то, что Сергий Радонежский был из благородного сословия. Личный пример того, как можно отказаться от всего мирского ради великой цели, не мог не тронуть сердца знати.

Из разных земель на Руси князья отправляли в Троицкую обитель своих монахов для обучения.

«Именно XIV столетие стало переходом от таких маленьких сообществ, ориентированных на интерес одной семьи боярской из нескольких монахов, которые молятся за эту семью и за спасение своей души, на такие монастыри, которые живут общиной, молятся за всю землю и за весь православный народ», – Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества.

Преподобный Сергий в буквальном смысле совершил духовную революцию в глуши отдаленных русских земель. Он и его ученики, словно Христос и его апостолы, покинули обитель, чтобы строить православные храмы по всей Руси, тем самым создавая островки истинной веры.

«И уже буквально через столетие, в конце XV-XVI веке мы видим принципиально иной культурный ландшафт. Откройте любой путеводитель по России, и вы увидите Золотое кольцо, монастыри – вот эти все жемчужины русской культуры», – Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества.

Чудотворные исцеления

В Житие преподобного Сергия описано немало чудесных исцелений больных, которые приходили за помощью в Троицкую обитель. Однажды у крестьянина тяжело заболел ребенок, отец понес сына в монастырь, чтобы попросить святого монаха помолиться о здоровье мальчика. В дороге ребенок умер, мужчина донес тело до монастыря, заливаясь слезами от горя.

воскрешение мальчика Сергием Радонежским

Святой сжалился над несчастным отцом и начал молиться за умершего, и мальчик внезапно ожил.

Как гласит Житие, Сергий Радонежский избавлял людей от слепоты, от врожденных травм, от психических заболеваний.

Любой народ силен и крепок до той поры, пока верен своим святыням. Чтобы сломать его и уничтожить, нужно немногое – лишить его этих ценностей или подменить их иными – чуждыми. История знает много подобных примеров.

Власть разума

1919 год. Власть в России в руках большевиков-безбожников. За два года им не удалось окончательно насадить новую идеологию, нужна коренная ломка сознания народа. По стране прокатываются повсеместные акции осквернения мощей русских святых, их тотальное изъятие и уничтожение.

вскрытие мощей Сергия Радонежского

В апреле 1919 года большевики добираются до главной православной святыни – раке преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой лавре. Эту кощунственную акцию даже снимают на кинопленку. К стенам храма приходят тысячи людей, несогласных с решением новых властей.

Большевики идут на хитрость. Вскрытие мощей святого якобы связано с описью церковного имущества, но на самом деле у этой акции далеко идущие пропагандистские цели.

«Открывали раки с мощами святых и снимали фильм, который потом показывали и говорили: «Вот, верующие, смотрите, кому вы молитесь! Вы молитесь каким-то полуистлевшим костям». Потому что в церковной традиции существует идея, что тело святого не гниет после смерти – нетленность мощей. А тут открывали и говорили: «Вас обманывают. Какая тут нетленность мощей, когда тут одни косточки, а порой и костей не осталось». То есть, таким образом, хотели подорвать уважение, доверие людей к церкви, к церковной традиции. Но молятся люди не костям, молятся люди духу преподобного Сергия, образу преподобного Сергия», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Почему же именно Сергий Радонежский так важен для нашего народа, для нашего самосознания? В чем же его вклад в становление государственности, в обретение Русью независимости?

Первопричины

Для того чтобы понять масштаб деяний преподобного Сергия, нужно ясно себе представить, что происходило в XIV веке на Руси. Обычно мы говорим о том, что татаро-монгольское иго было обусловлено раздельностью феодальной страны, тем, что враждовали между собой князья, не было единства. Это все правильно, но речь ведь шла не просто о каком-то политическом размежевании, речь шла о чем-то другом. Ведь князья феодальные, они были связаны друг с другом не просто общностью веры, языка, культуры, они родственниками были.

ордынский гнет на Руси

Под гнетом орды ужас положения заключался в том, что те, кто должен был болеть за свой народ и указывать путь к освобождению, искали снисхождения и поддержки у ордынских ханов.

Простой люд оказался брошен на произвол судьбы, поколения сменяли друг друга без веры в себя и свою власть, которая обязана была их защитить. Страх перед врагом сидел у каждого в крови, изменить что-либо могло лишь только чудо божье.

1380 год. На Москву надвигается Мамаева орда. Хан сумел собрать для похода громадное войско. До сих пор никому из русских князей не удавалось дать отпор Золотой орде.

Соседи не думают вступаться за Москву, а народ не хочет идти за князя насмерть.

Благословение

Дмитрий Донской в растерянности, он едет в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому. Почему именно к нему? Сергий Радонежский на тот момент уже не просто монах-отшельник, он один из самых известных и почитаемых людей на Руси. Именно его Дмитрий Донской, рано потерявший отца и пришедший к власти в десятилетнем возрасте, выбрал своим духовником. К нему же князь обращается с просьбой – благословить на битву.

благословение Дмитрия Донского на битву

«Преподобный Сергий, он благословляет и, более того, он уверяет: «Ты победишь!». Уже столько десятилетий никаких побед даже не грезилось. А он говорит: «Ты победишь!», – архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве.

Только вера могла сотворить чудо, воодушевить людей не просто на битву, а на священную войну за будущее своего народа, за право жить на своей земле. Но как донести эту мысль до простого люда? Как изменить сознание, сложившееся за несколько поколений рабства? Никакие громкие слова не смогли бы сделать это, здесь нужен был поступок, который дал бы всем ясный знак – предстоит сражаться не за славу московского князя, а за свободу своей родины, за веру.

Преподобный Сергий находит это решение единственным и поэтому верным, поразительно простым и трагически жертвенным. Он посылает на битву своих иноков – Андрея Ослябю и Александра Пересвета.

Именно им с благословения преподобного будет доверено совершить то, что пробудит в русских ратниках – жажду биться до последней капли крови.

Андрей Ослябя и Александр Пересвет

Пересвет и Ослябя до прихода в монашество, как это нередко случалось в те времена, были людьми военными, опытными в ратном деле. И когда перед началом сражения русский монах Пересвет и Мирза Челубей сошлись по традиции в поединке, каждому русскому ратнику стало ясно – это не просто битва, это битва за то, чья вера сильнее.

В Житии преподобного Сергия сказано: «Все то время, что шла битва, монах вместе со своими учениками молился за русское воинство».

Победа на Куликовом поле ознаменовала начало грядущего освобождения страны, формирование русской идеи. В сознании людей, наконец-то, пробудилось желание самоотверженного служения родине, нравственному восхождению к христианским идеалам добра, милосердия, любви, жертвенности.

Именно в то время наш народ начал объединяться в русскую нацию. Но не только эта заслуга была венцом трудов Сергия Радонежского, в течение всей последующей жизни Сергий Радонежский пешком обходил княжества, чтобы унять распри удельных князей.

«Дело в том, что как только начиналась усобица между двумя какими-то правителями, то тут же все остальные соседи начинали раздувать эту усобицу. Один поддерживал одного князя, другой поддерживал другого. Литва, условно говоря, поддерживает Москву, а Орда поддерживает Рязань или наоборот. То есть всем соседям выгодно было, чтобы война продолжалась как можно дольше, и чтобы русские земли обессилили», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Междоусобица

В 1385 году Сергий Радонежский, будучи поистине старцем 71 года, пешком идет в Рязань. Он желает помирить двух злейших врагов – Дмитрия Донского и Олега Рязанского. Долгие годы князья жили в постоянном противоборстве, нападая друг на друга. Ослепленный враждой Олег даже приводил под стены Москвы войско хана Тохтамыша.

Преподобный Сергий Радонежский картина Павла Рыженко

Сергий понимал, что у этой, можно сказать, гражданской войны между Рязанью и Москвой нет конца.

«Война между Москвою и Рязанью привела к тому, что остальные князья начали подключаться: кто-то за Москву, кто-то за Рязань. Могла пойти очень тяжелая гражданская война, в которой бы, действительно, рухнуло то единство, которое удалось достичь в эпоху Куликовской битвы», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Олега Рязанского историки называют самым неоднозначным, хитрым и коварным князем XIV века, и Сергий Радонежский побеседовав с ним, совершил практически невозможное. После его рязанского похода Олег и Дмитрий перестали враждовать. В знак мира и дружбы князья поженили своих детей, а позже Рязань и вовсе вошла в состав Московского княжества.

Преподобный Сергий примирил Константина Ростовского и Ивана II, князей Бориса Суздальского и Дмитрия Суздальско-Нижегородского. Будучи верующими, князья прислушались к мнению почитаемого ими монаха.

Летописи не сохранили сведения о беседах и проповедях преподобного с русскими князьями, поэтому тайна невероятного дипломатического дара Сергия до сих пор волнует многих почитателей святого.

Прописные истины

Наследие Сергия Радонежского с годами не устарело. Многим современным политикам стоит поучиться умению преподобного решать сложнейшие вопросы мирным путем.

Игумен Сергий Радонежский и его наследие для Руси

Сергий Радонежский стал одним из самых уважаемых людей на Руси, князья прислушивались к его советам и исполняли волю старца. Его ученики основывали монастыри в самых отдаленных концах русской земли, при всем при этом Сергий Радонежский по-прежнему был настоятелем небольшого монастыря на холме Маковец. И сейчас, спустя столетия, можно только восхищаться умению этого величайшего монаха-аскета противостоять мирским соблазнам.

Лето 1376 года, действующий тогда митрополит ищет себе преемника, его место должен занять духовно опытный и самый уважаемый человек на Руси.

Митрополит приглашает к себе преподобного Сергия и предлагает ему наследовать кафедру, ведь слава чудотворца дошла до Константинопольского патриарха. Но Сергий Радонежский отвечает отказом, скромно изрекая: «От юности я не был златоносцем, и в старости подобает мне быть в нищете».

Почему преподобный Сергий не захотел менять свою скромную монашескую жизнь среди леса на палаты митрополита? Что заставило Сергия Радонежского отречься от всех привилегий и вернуться к своим ученикам?

Сергий Радонежский дожил до глубокой, особенно по средневековым меркам, старости – до 78 лет. Он предвидел свою кончину и за полгода до ухода из жизни благословил на игуменство вместо себя своего ученика Никона.

Еще историк Лев Гумилев писал: «Сергий Радонежский – совесть русской нации. Незримое присутствие этого святого, так или иначе, ощущает на себе каждый, кто считает себя русским человеком».

Реконструкция лика святого

Так как же все-таки при жизни выглядел Сергий Радонежский? После изучения лицевого покрова, специалисты с большой долей вероятности могут утверждать, что плащаница святого содержит в себе портретное сходство с изображенным на ней Сергием.

Используя это, антропологи подобрали череп XIV века, который по лицевым параметрам наиболее близок к облику святого. Ученые на специальном оборудовании начали создавать портрет Сергия Радонежского.

Мы не можем знать наверняка, как выглядел Сергий Радонежский, но вот перед нами самая точная из возможных изображений преподобного Сергия.

реконструкция лика святого преподобного Сергия Радонежского

Напомним, что это набросок портрета великого святого, чтобы воссоздать подлинный облик Сергия Радонежского, требуется более совершенная техника и новые знания.

Главное чудо, которое подарил нам преподобный, всегда с нами, мы чувствуем себя единым народом, способным противостоять любой агрессии, способной защищать свой язык, свою веру, способным побеждать. И потому даже сегодня, 700 лет спустя, он жив в памяти миллионов людей – Сергий Радонежский – заступник земли русской.



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее