![]() Резкое сокращение числа верующих в США в последние годы может стать одним из наиболее значимых культурных изменений в жизни страны. Об этом говорится в опубликованной во вторник в газете "Вашингтон пост" рецензии на книгу профессора Мичиганского университета, политолога Рональда Инглхарта (Ronald Inglehart) "Внезапный упадок религии" (Religion’s Sudden Decline). Она поступит в продажу в начале января следующего года. фото: rs.img.com.ua Исторически сложилось так, что в США долгое время фиксировался относительно высокий уровень посещаемости богослужений и большое число верующих по сравнению с другими развитыми индустриальными странами Запада. Как казалось, "пример США доказал, что вера может выжить и в среде, где доминируют наука и технологии". В настоящее время, отмечает профессор, в Соединенных Штатах "быстро набирает силу тенденция, наметившаяся в других странах". Так, когда американцев недавно попросили оценить роль веры в Бога в их жизни по шкале от 1 до 10, где 1 - "совсем не важно", а 10 - "очень важно", результат составил 4,6. Между тем этот показатель составлял 8,2 на протяжении первого десятилетия нынешнего века. Как подчеркивает Инглхарт, в стране по сути исчезает "один из основных источников социального и политического консерватизма", что может иметь далеко идущие последствия для всей общественно-политической системы - "от уголовного правосудия до образования и внешней политики". "Все чаще для обеих системообразующих партий становится характерным не преобладание в них соответствующих религиозных групп, а то, являются ли их сторонники последователями того или иного религиозного учения", - отмечает автор. При этом лишь 38% демократов и 54% республиканцев заявляют, что они регулярно посещают богослужения. В прошлом году вашингтонский Исследовательский центр Пью (Pew Research Center) сообщил, что число американцев, отождествляющих себя с христианством, сократилось на 13 млн человек за последние 10 лет, при этом жителей США, не связывающих себя с какой-либо религией, стало больше на 30 млн человек. Результаты опроса показывают, что 65% взрослых американцев (около 167 млн человек) называют себя христианами, по сравнению с 77% десять лет назад. Между тем 26% (около 67 млн человек) считает себя неверующими (атеисты, агностики и не имеющие определенной религиозной принадлежности) по сравнению с 17% в 2009 году. В чем причины?Повышение уровня жизни, утверждает профессор Инглхарт, приводит к тому, что "люди перестают нуждаться в вере и вековых традициях". По версии Инглхарта, религии так или иначе связаны с убеждениями и правилами, касающимися пола, гендерных ролей и семьи, что "тесно связано с обязательством поддерживать высокий уровень рождаемости". В современном обществе, которое в основном победило младенческую смертность, увеличив при этом продолжительность жизни, это обязательство теряет актуальность. Таким образом, делает вывод политолог, "упадок традиционных религий является косвенным, но предсказуемым результатом демографического сдвига и может распространиться на страны третьего мира по мере их развития". Как отмечается в книге, возможное влияние на этот процесс оказали и соцсети, появление которых в качестве массового культурного феномена совпадает с началом упадка религии в 2007 году. Они предлагают самые разнообразные и "практически бесконечные отвлекающие альтернативы" религиозному обучению. Кроме того, считает профессор, соцсети позволяют распространять негативную информацию о религиозных организациях, в то время как их руководство не может противодействовать этому. Инглхарт полагает, что люди могут вернуться к традиционным религиям, если пандемия и ее последствия заставят их искать утешение в Боге. "Религиозность - поиск смысла - это основная человеческая потребность, к которой американцы будут продолжать обращаться либо в рамках традиционных религий, либо иным образом", - считает профессор. Пока, отмечает "Вашингтон пост", споры между религиозными верованиями заменила американцам политика. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|