up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Информационное издание 

Религия

Что такое нирвана?

Отрывок из "почему Буддизм-это правда" (2017) Роберт Райт

Освобождение себя от перерождений может показаться бессмысленным для тех, кто в них не верит. Однако достижение нирваны — это еще и глубокая психологическая цель.

состояние нирваны

фото: aspandau.kz

Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма.

С одной стороны, существует естественный буддизм, описывающий идеи, которые можно легко уместить в университетский курс психологии или философии: о природе разума, о причинах человеческих страданий и о том, как мы должны прожить жизнь, осознавая эти идеи. Именно они формируют ядро «секулярного буддизма», практикуемого на Западе. И действительно, они настолько естественны, настолько «далеки от религии», некоторые даже рассматривают буддийскую медитацию скорее как лечебное средство, нежели духовную практику, как нечто успокаивающее и не заставляющее углубляться в высокие материи. Особенно часто так воспринимают ее разновидность, известную как медитацию осознанности. Она иногда предстает в самой обычной лечебной форме «программ снижения стресса на основе практик осознанности».

И есть более экзотичный буддизм, описывающий сверхъестественные или невероятно сложные для восприятия метафизические идеи — различные космические царства и божества. Однако самым известным является понятие реинкарнации, или, как его обычно называют буддисты, перерождения.

Конечно же, у нирваны есть свои экзотические особенности. Согласно традиционному учению буддистов, ее достижение дарует освобождение от бесконечного цикла перерождений. Но история о нирване — о том, как именно найти спасительный выход из бесконечного цикла жизней — плавно подводит к ее естественному пониманию, то есть к работе механизма страданий и удовольствий. В процессе изучения природы нирваны медитацию осознанности можно увидеть в новом свете, который подчеркивает, что это больше, чем просто терапевтическая техника. Ее позиционируют как одну из самых радикальных практик, какие только можно представить, восстание против самих законов человеческого существования.

буддист в состоянии покоя

В древних текстах нирвану часто определяют через слово, которое обычно переводят как «безусловный». Многие годы я слышал этот странный термин и не мог понять, что же он значит. Но тогда я думал, что без самого достижения нирваны это, скорее всего, невозможно, да и для моих целей не так уж и важно. Как оказалось, я был неправ в обоих предположениях. У вопроса «Что значит безусловный?» есть довольно четкий и крайне важный ответ, который соединяет экзотическую метафизическую сущность буддизма и естественную.

Один из очевидных подходов к расшифровке понятия «безусловный» заключается в том, что мы отбрасываем приставку «без» и спрашиваем, что значит «условный». В рамках буддийской терминологии «условный» можно считать синонимом «причинному». Логика в этом есть. В конце концов, когда мы говорим об условиях, которые приводят к чему-либо — например, которые заставляют воду кипеть, дождь идти, а уровень преступности расти — мы обычно рассматриваем их как часть причинно-следственной цепочки, которая к этому чему-то приводит. То, что в буддизме называется «условным», считается подчиненным причинам.

Получается, что если нирвана «безусловна», то подразумевается своего рода побег от «причинного». Если вы рассудили так, то вы абсолютно правы! Но что это значит?

Ответ на поставленный вопрос включает в себя один из важнейших терминов буддизма — пратитья-самутпада. У него множество применений и множество переводов. Для цели прояснить сущность нирваны верным переводом может считаться «обусловленное возникновение».

В самом общем смысле обусловленное возникновение соотносится с основной идеей причинности: в силу одних условий возникают некоторые следствия; в силу других условий возникают другие следствия. Однако термин соотносится и с особой последовательностью причинных связей — цепью из 12 звеньев-условий, в которой каждое звено обусловливает последующее. Считается, что эта цепь порабощает человека в бесконечном цикле перерождений, и именно ее необходимо разорвать с помощью нирваны.

Я не буду рассказывать обо всех 12 звеньях отчасти потому, что некоторые слишком уж сложны для восприятия. Но часть последовательности, которая нас интересует и которая окончательно разъясняет термин «нирвана» с обеих точек зрения, предельно ясна. Она начинается тогда, когда человеческие органы чувств — зрение, слух, вкус и прочие — сформировались. Именно с их помощью наше сознание взаимодействует с материальным миром. Или, как более формально сказано в древних текстах: через условие органов чувств происходит взаимодействие. А вот следующее звено: через условие взаимодействия возникают ощущения. И это имеет смысл, ведь с точки зрения буддистов (и многих современных психологов), то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, приходит вместе с ощущениями, хотя и не всегда заметными.

путь в нирвану буддизм

Далее, в следующем звене, из ощущений возникает тришна, «жажда»: мы жаждем приятных ощущений и с такой же силой жаждем избегать неприятных.

Давайте остановимся поподробнее. Вот как Бхикку Бодхи, американский буддийский монах, который перевел огромное количество древних буддийских текстов на английский, объясняет это в серии своих лекций, записанных в 1981 году:

Здесь, в этом пространстве между ощущением и жаждой, состоится битва, которая определит, продолжится ли бесконечная неволя или же на ее место придут просветление и освобождение. Ведь если вместо подчинения страстному желанию, вечной жажде удовольствий человек с осознанностью и вниманием будет созерцать природу ощущений и понимать эти ощущения такими, каковы они есть, тогда он сможет остановить происхождение и укрепление страстных желаний.

Именно здесь начинается переход от экзотического к естественному. Освобождение, о котором говорит Бхикку Бодхи — это в первую очередь освобождение от бесконечных перерождений, которое ворвется в конце этого жизненного цикла. Однако это также освобождение здесь и сейчас от страданий, которые приносит тришна: освобождение от жажды испытывать приятные ощущения и избегать неприятных, от неугасающего желания того, чтобы вещи были не такими, каковы они есть. (Известное высказывание Будды гласит, что жизнь обычного человека состоит из постоянных страданий, но «страдание» — это перевод древнего слова «дуккха», одним из оттенков значения которого является «неудовлетворенность». Он как нельзя лучше определяет взгляд буддистов на природу и происхождение страданий.)

Эти два смысла освобождения — от перерождения и от страданий — отражены в буддийской идее о том, что существует два вида нирваны. Как только вы освободились здесь и сейчас, вы входите в нирвану, которой сможете наслаждаться до конца жизни. Затем, после смерти, — которая будет вашей последней смертью, так как вы освободились от цикла перерождений — в игру вступает второй вид нирваны.

К сожалению, я не могу описать первый вид нирваны исходя из собственного опыта. Впрочем, как и второй вид. Однако основная мысль заключается в том, что, какой бы нирваны вы не хотели достичь, медитация осознанности напрямую помогает преодолеть препятствия на пути к ней. Осознанность, кроме всего прочего, включает в себя развитие осознания собственных ощущений, которое в корне меняет ваше отношение к ним. При постоянных практиках медитация позволяет испытать ощущение своего рода бесстрастия или «непривязанности»: вы не пытаетесь в тревоге убежать от «плохих» ощущений и не цепляетесь напрасно и отчаянно за «хорошие».

Таким образом, вне зависимости от того, насколько необычны или практичны ваши стремления, верите ли вы в цикл перерождений и хотите ли его избежать, желаете ли достичь полного освобождения здесь и сейчас или, если уж на то пошло, надеетесь найти хотя бы частичное освобождение — ключ от двери, ведущей к этому, остается прежним.

Следовательно, и некоторые базовые термины остаются неизменными. Даже если вы не пытаетесь избежать вечного повторения 12 следующих друг за другом условий, даже если вы лишь хотите, чтобы ваша единственная жизнь стала лучше, вы все равно ищете освобождения от условий, от причинно-следственной цепи, которая вас сковывает. Ваше окружение — образы, звуки, запахи, люди, новости, видео — нажимают на ваши внутренние рычаги, активируют ощущения, которые незаметно запускают мысли и реакции, управляющие вашим поведением, иногда не самым удачным образом. И они продолжат это делать, пока вы не станете более осознанным, пока не начнете обращать внимание на то, что происходит, и отвечать разумно, а не на эмоциях.

Все это указывает на то, что древняя буддийская оценка человеческих условий довольно современна по своему духу. Человеческий мозг — это устройство, созданное естественным отбором для разумной реакции на поступающие чувственные сигналы. Оно в некотором смысле сделано так, чтобы подчиняться этим сигналам. А главная шестеренка в машине контроля — это ощущения, которые возникают как реакция на сигнал. Пончик вкусно пахнет, поэтому мы его возьмем. Постоянный голод — это плохо, поэтому мы попытаемся его избежать, съев пончик. Наличие высокого социального статуса — это хорошо, а насмешки — плохо, поэтому мы стремимся к одному и бежим от другого.

Если вы будете взаимодействовать с подобными ощущениями через тришну, то есть через природную жажду приятных ощущений и отвращение к неприятным, то так и останетесь под контролем окружающего мира. Однако если вы будете наблюдать за этими ощущениями осознанно, а не просто реагировать на них, то в некоторой степени вам удастся избежать контроля. Причинам, которые обычно определяют ваше поведение, можно будет противостоять, а вы подберетесь ближе к безусловному.

В буддизме не прекращаются споры о том, как достичь нирваны и безусловного. Есть ли что-то вроде трансцендентного метафизического «пространства», в котором вы оказываетесь, когда полностью освобождаетесь? Или же это нечто более приземленное, просто свобода от бессмысленного беспокойства из-за независящих от вас обстоятельств, которые в ином случае контролировали бы вас? Сторонники натуралистического буддизма, не верящие в перерождение, склонны придерживаться более скромной интерпретации. И в самом деле, некоторым из них не нравится термин «безусловный», потому что он слишком радикален. Стивен Бэчелор, давний сторонник секулярного буддизма и автор книги «Буддизм без веры» (1997), писал: «Нет такого понятия, как безусловное. Есть только возможность не зависеть от обстоятельств».

Лично я не стал бы препятствовать тому, чтобы даже секулярные буддисты использовали термин «безусловный». Метафорическое, если не метафизическое понятие погружения в зону полного освобождения здесь и сейчас может быть полезно. И полезным оно будет независимо от того, считаете ли вы зону достижимой или нет.

Я лично могу подтвердить, что нечто похожее на такую «зону» действительно существует. Когда я позвонил жене после моего первого недельного курса медитации, она сказала, что я говорю как совершенно другой человек, прежде чем я успел что-либо рассказать о курсе. По ее словам, даже мой голос стал совершенно иным, и он пришелся ей по нраву.

Сравнивая с тем, как было раньше, я вспоминаю один случай. Несколько лет назад, пытаясь сформулировать, что ей нравилось в моем брате, она взглянула на меня и сказала: «Он похож на более добрую версию тебя». (Она засмеялась, и я принял это как хороший знак.) Во всяком случае, теперь я могу быть уверен, что эта перемена действительно произошла.

Мир заиграл для меня новыми красками. Я отпустил обычную зацикленность на себе и смог наслаждаться тем, что меня окружает. Я стал более открытым, неожиданно склонным заводить разговоры с незнакомцами. Мир преобразился в более яркий и насыщенный.

В этом, однако, есть что-то противоречивое. Наука, в ее полном несовпадении с религиозным мировоззрением, как иногда говорят, лишила мир магии и принесла только разочарование. Логично было бы предположить, что медитация, которая в каком-то смысле ограничивает влияние чувств на восприятие и способствует формированию реалистичной картины, только подстегнет эту тенденцию. Однако Бэчелор утверждает, что медитативная практика может привести к «переосмыслению» мира, и я знаю, что он имеет в виду. После первого курса медитации я почувствовал, будто живу в мире чудес и сверхъестественной красоты.

Однако медитация — это не вхождение в особую магическую зону, в которой отсутствуют причинно-следственные связи. Я все еще реагировал на различные события (по крайней мере, на уровне рефлексов). Думаю, одним из источников очарования было то, что я тратил меньше времени на ответную реакцию и больше времени на наблюдение, что, в свою очередь, помогало лучше продумать собственные действия. Находиться в «безусловном» состоянии, конечно, здорово, но жить в меньшей зависимости от обстоятельств тоже может быть очень и очень неплохо.

Если взять фундаментальные понятия буддизма и рассмотреть их с точки зрения понимания безусловного, можно увидеть, что философия буддизма действительно серьезно воспринимает идею причинности.

Рассмотрим радикальную и пока не совсем ясную концепцию «не-я» — идею о том, что нашего «я» на самом деле не существует. Одна из формулировок данной идеи гласит, что «я» находится в таком постоянном причинно-следственном взаимодействии с окружающей средой, настолько подвержено влиянию мира, что возникают сомнения в четкости границы этого «я». В своем основополагающем «дискурсе о не-я» Будда неоднократно вопрошал, действительно ли под нашим контролем находятся различные явления, которые мы рассматриваем как части чувств, мыслей, даже тел. И если они не находятся под нашим контролем, тогда как мы можем называть их частями «я»?

Почему они не находятся под нашим контролем? Одно из объяснений звучит так: пока мы не освободимся, они находятся под контролем внешних сил, то есть являются зависимыми.

В этом дискурсе Будда также подчеркивает непостоянство вещей, которые мы считаем частью себя. Постоянное возникновение и исчезновение мыслей, эмоций, отношений — все это является следствием постоянно меняющихся сил, которые действуют на нас и вызывают цепные реакции. То, что внутри нас, зависит от причин, условий, и именно судьба всех обусловленных вещей меняется, когда меняются условия. А условия меняются почти все время.

Можно заметить, что прогресс в серьезной осознанной медитации заключается в том, что вы осознаете, как обстоятельства влияют на вас и манипулируют вами, а также то, что ключевое звено в этой манипуляции лежит в пространстве, где чувства восходят к тришне. В нем осознанность имеет решающее значение.

Пожалуй, стоит пояснить, что я имел в виду под словом «осознавать» в предыдущем абзаце. Я не говорю об абстрактном, академическом понимании причинно-следственных связей. Я говорю о тщательно продуманном эмпирическом понимании, осознанности, которая дает возможность разорвать или, по крайней мере, ослабить цепи. Она включает в себя осознание чувств, вызванных восприятием и мыслями, и те чувства, что направляют мысль, могут быть усилены до удивительной степени посредством медитации.

Абстрактное понимание, наряду с эмпирическим, также является неотъемлемой частью философии буддизма. Достижение реального прогресса в осознанной медитации почти всегда означает две вещи. Во-первых, осознание механики, которая формирует ваши чувства, мысли и поведение, если оставить их на произвол судьбы. Во-вторых, понимание обстоятельств, которые эти чувства активизируют. Просветление в буддизме имеет что-то общее с Просвещением в западном научном смысле: оно включает в себя осознание причинно-следственных связей.

Стереотипы переворачивают все с ног на голову. Осознанная медитация часто считается процедурой сомнительной, туманной и в некотором смысле нерациональной. Говорят, что речь идет и том, чтобы «прислушаться к чувствам» и «не осуждать». Медитация действительно связана с этими вещами. Она позволит вам испытать те же чувства — гнев, любовь, печаль, радость — на новом уровне, видя и чувствуя их, как никогда раньше. Это происходит как раз потому, что вы не судите себя, то есть не делите свои чувства на плохие и хорошие, не убегаете от них и не погружаетесь в них с головой. Вы будто становитесь сторонним наблюдателем, находясь достаточно близко, но не теряясь в них. Это открывает возможность прочувствовать все так, как оно есть на самом деле.

Тем не менее вы делаете это не для того, чтобы отказаться от своих рациональных способностей, а скорее для того, чтобы разумно задействовать их, подвергать свои чувства своего рода аналитическому анализу, который позволит вам разумно решить, каким из них следует доверять. «Отказ от суждений» в конечном счете означает, что ваши эмоции не будут судить за вас. Вы освободитесь от их влияния и сможете трезво и непредвзято смотреть на мир.

В основе лежит очень прозрачная концепция того, как работает наш разум. Идея состоит в том, чтобы понять механизм работы человеческого сознания, а затем использовать это понимание, чтобы «перепрограммировать» его, радикально изменить его реакцию на обстоятельства, влияющие на нее. Эти действия не позволяют нам прийти к «безусловному» в строгом смысле этого слова и буквально разорвать причинно-следственные связи. Опять же, самолеты не отрицают наличие гравитации, однако все равно летают.

Оригинал: aeon.co


Римский священник нашел 36 тысяч евро в церковной исповедальне

Пакет со свернутыми купюрами общей суммой 36 тыс. евро был обнаружен в исповедальне церкви Санта-Мария-делле-Грацие-алле-Форначи в Риме. Полиция прорабатывает все версии, включая щедрое пожертвование и попытку неизвестного избавиться от денег, полученных незаконным путем, сообщила газета "Мессаджеро".

Исповедальня в итальянской церкви

фото: bogglingfacts.com

Отец Джованни Мартире Савина вызвал полицию сразу после того, как обнаружил подозрительный сверток в исповедальне - специальной деревянной кабинке для тех, кто хочет покаяться в своих грехах. Но вместо бомбы, которой опасались священнослужители, под скамьей священника лежали купюры по 50 евро.

Сейчас стражи порядка пытаются выяснить происхождение денег и просматривают записи с камер видеонаблюдения, чтобы установить личность человека, оставившего пакет. "В данный момент мы не исключаем никаких версий", - заявил офицер полиции Сальваторе Фриано. "Мы хотим понять, принадлежат ли деньги тому, кто хотел пожертвовать их церкви, или тому, кто хотел от них избавиться". Не исключено, что кто-то раскаялся, получив деньги нечестным путем, и решил оставить их в исповедальне, чтобы искупить свои грехи.

Санта-Мария- делле-Грацие-алле-Форначи-фуори-Порта-Кавалледжери

По словам отца Джованни, иногда прихожане оставляют внушительные суммы денег, вплоть до тысячи евро, но так много еще никогда никто не оставлял. "Конечно, такая сумма пригодилась бы нашей церкви, но не в ущерб кому-либо другому", - добавил священник.

Церковь, полное название которой звучит как Санта-Мария- делле-Грацие-алле-Форначи-фуори-Порта-Кавалледжери, была возведена в XIV веке и расположена в римском квартале Аурелио к югу от Ватикана. В XVIII веке к ней был добавлен фасад в модном тогда стиле барокко. В 1950-х годах была пристроена колокольня, также стилизованная под барокко.


Копия чудотворной иконы Божией Матери "Жировичская" "путешествует" по епархиям Белоруссии

Уникальная святыня, чтимая копия чудотворной иконы Божией Матери "Жировичская", которая входит в число самых значимых православных образов мира, перевозится для поклонения по городам Белоруссии в связи с предстоящим 550-летием явления иконы. Об этом рассказали в Жировичском монастыре, духовно- историческом центре республики, расположенном в Гродненской области.

Копия чудотворной иконы Божией Матери Жировичская

фото: gp.by - копия иконы Божией Матери "Жировичская"

Это "путешествие" святыни одно из событий программы церковно-общественных мероприятий, связанных с юбилейными датами, которые будут отмечаться в 2020 году. Белорусская православная церковь (БПЦ) отпразднует 550-летие явления Жировичской иконы Пресвятой Богородицы, 500-летие со времени ее повторного обретения и 500-летие основания Успенского Жировичского монастыря.

"В рамках празднования юбилейных дат, по благословению митрополита Минского и Заславского Павла, патриаршего экзарха всея Белоруссии, священноархимандрита Свято- Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря точная копия Жировичской иконы приносится во все епархии Белорусского экзархата сроком на 10 дней. Завершится Крестный ход 3 сентября 2018 года", - отметили в монастыре.

икона Божией Матери Жировичская

Икона Божией Матери "Жировичская"

В настоящее время святыня находится в Могилеве, ее встречали в минувшие выходные у въезда в город, около строящегося на Буйническом поле храма Рождества Иоанна Предтечи. Здесь могилевские священнослужители и многочисленные паломники совершили молебен, затем они прошли 12-километровый крестный ход с иконой по городу, который завершился в Спасо-Преображенском храме, где архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний в сослужении духовенства епархии совершил молебен.

Святыня пробудет здесь до 11 июня, после чего отправится в Витебскую епархию. Копия иконы уже побывала в нескольких епархиях БПЦ, где местные жители и паломники возносили свои молитвы перед святым образом.

Белорусская святыня

Жировичская икона Божьей Матери - одна из главных христианских святынь белорусов, она почитается православной и греко-католической церквами как чудотворная. По преданиям, икона явлена в 1470 году пастухам местечка Жировичи в величественном сиянии на ветвях дикой груши.

Свято-Успенский Жировичский монастырь

Свято-Успенский Жировичский монастырь

В XVI веке церковь, где находилась икона сгорела, святыню после пожара не могли найти, однако спустя некоторое время дети увидели женщину необычайной красоты, которая сидела на камне, они позвали взрослых, которые увидели на камне утраченную Жировичскую икону. В память об этом чуде на месте сгоревшей церкви был возведен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы.

Икона - овал из яшмы величиной с детскую ладошку, хранится в позолоченном киоте в главном храме Жировичского монастыря - Успенском соборе. Во время Первой мировой войны церковное имущество обители для сохранности перевезли в Москву, а начале 1920-х древнюю святыню удалось возвратить домой.


Под одной из мечетей Стамбула обнаружена языческая могила времен Римской империи

Турция является уникальной страной с точки зрения различных археологических находок. Даже Стамбулу, который туристы уже исходили вдоль и поперек, все еще удается удивлять путешественников своими тайнами.

мечеть шейха Сулеймана фото: travelflights.ru

В ходе реставрационных работ в мечети шейха Сулеймана в историческом районе Стамбула - Фатих - была обнаружена древняя языческая могила. Как отмечает издание "Хабертюрк", специалисты проводили археологические раскопки, а также сейсмические испытания, которые позволяют с точностью определить устойчивость постройки к трещинам и землетрясениям, получить данные об общей выносливости конструкции.

Согласно оценкам ученых, могила была сооружена в этом месте 1700 лет назад, то есть в эпоху Римской империи. Подлинность языческого захоронения была подтверждена итальянскими экспертами, а также представителями турецкого Главного управления фондов.

древняя языческая могила обнаружена в мечети сулеймание в Стамбуле

Археолог Мурат Сав рассказал некоторые детали о сделанной находке. По его словам, в ходе проводимых работ в мечети обнаружился подземный этаж, который состоит из погребальной камеры. Она разделена на восемь арксолиев (арочные своды могил).

В одном из таких "отсеков" также была найдена часть алтаря для жертвоприношений, который, как предполагается, был разграблен в византийский период. Кроме того, на крыше мечети были обнаружены античные амфоры - сосуды вытянутой формы с двумя вертикальными ручками. По версии ученых, эти изделия были изготовлены также в византийский период.

После взятия Константинополя данную постройку превратили в текке - обитель дервишей. Специалисты полагают, что это здание также не раз переживало пожары и даже землетрясение в 18 веке. Именно по этой причине археологом лишь сейчас удалось обнаружить древнюю языческую могилу.


Свыше 100 тыс. паломников посетили монастырь Острог в день св. Василия Острожского

Праздник самого почитаемого православного святого на Балканах - святого Василия Острожского - широко отмечают верующие Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговины и других стран. Свыше 100 тыс. человек пришли в основанный в 17 веке монастырь Острог, чтобы помолиться и приложиться к мощам святого.

Монастырь Острог Черногория паломничество фото: voxxter.ru

"Богомолье в Острог - самое крупное и значимое среди православных на Балканах. Василий Острожский - любимый сербский святой, поэтому к нему уже на протяжении сотен лет ходят богомольцы", - пояснил корр. ТАСС представитель обители.

Богомолье в Острог является самым почитаемым паломничеством на Балканах, каждый год тысячи людей идут пешком, едут на автобусах и даже летят на самолетах, чтобы поклониться чудотворным мощам. После нескольких дней пути людям предстоит подняться на высокую гору, у вершины которой расположена обитель, а затем выстоять в многочасовой очереди к мощам.

Рекордное число паломников

"С утра пятницы мощам поклонялись по 700-1000 человек в час, в субботу, день св. Василия, поток людей был еще больше. Общее число паломников на сегодня превысило 100 тыс. человек", - сообщил представитель монастыря, пояснив, что когда праздник Василия Острожского выпадает на выходные, людей всегда очень много.

Монастырь Острог на Балканах

"Это чудо Божье, что столько людей все время идут сюда, а ведь сколько раз мощи святого Василия убирали отсюда, прятали, а после Второй мировой войны у нас здесь была братоубийственная война. Знаете, в этом помещении висит фотография генерала югославской армии Станишича и его оружие, потому что он был убит на этом месте, в этом зале, защищая монастырь и святого Василия Острожского.

Он погиб здесь вместе с тремя своими племянниками, которые тоже защищали монастырь от коммунистов. Но народ глубокий, несмотря на советский период, паломники идут со всего мира, вот, например, монахини из Гватемалы приехали к нам сегодня впервые", - рассказал Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий

По словам представителей монастыря, в Острог круглый год идут паломники, особенно велик поток желающих поклониться мощам в туристический сезон. За год обитель посещает около 1 млн человек, что почти в два раза больше населения всей Черногории.

Острожский монастырь мконы

Российские путешественники, посетившие Черногорию в конце 19 века, удивлялись тому, что в Острог на праздник Василия Острожского приходили до 15 тыс. человек, что составляло 10% от населения тогдашней Черногории. Сегодня население Черногории - 620 тыс. человек, а число богомольцев продолжает расти в количественном и процентном соотношении, при том что значительная часть паломников прибывает из Сербии и Боснии и Герцеговины.

Паломники со всего мира

Убедиться в широчайшей географии богомольцев можно взглянув на регистрационные номера тысяч машин и автобусов, заполнивших горные переходы. Однако издавна существует традиция, что к святому Василию надо идти пешком и босиком.

Поэтому со всех концов региона еще несколько дней назад вышли группы паломников с флагами, хоругвями и в специальных футболках, на которых указано, из какого города они идут. С вечера пятницы такие группы богомольцев, обожженные солнцем, измученные, а порой едва передвигающие ноги, стали прибывать к верхнему монастырю, где в вырубленной в отвесной скале пещере хранятся святые мощи. Многотысячная толпа, часами стоящая в страшной тесноте и на палящем солнце в очереди к мощам, встречает таких богомольцев аплодисментами. Люди расступаются, пропуская их к святыне вне очереди.

Монастырь Острог в Черногории

Поучаствовать в богослужениях в такой праздник - большая честь не только для прихожан, но и для духовенства.

"Я счастлив, что Господь послал нам возможность быть здесь сегодня. Это большая честь и удовольствие - служить у Василия Острожского в такой день", - поделился впечатлениями регент Белградского мужского хора диакон Владимир Руменич. Его певчие обладают выдающимися голосами, и богослужение с их участием привело в восторг молящихся.

Белградский мужской хор - один из самых знаменитых певческих коллективов в Сербии. Он объехал с гастролями Россию, Европу, Северную Америку, Австралию. Однако каждый год корректирует свой график и тщательно готовится к выступлению именно в монастыре Острог. Репертуар коллектива включает многочисленные духовные произведения, византийское, сербское, русское хоровое пение, а также светскую музыку.

Крепкая вера

Среди десятков тысяч паломников подавляющее большинство - молодежь от 14 до 18 лет. Считается, что богомолье в Острог поможет молодым людям избрать правильный путь в жизни. Группы юношей и девушек с рюкзаками и палатками идут к монастырю пешком, едут на попутках и специальных автобусах. Прибыв в Острог, юные паломники прямо на плато у монастыря разбивают временный лагерь.

После вечерни кто-то из них встает в многочасовую очередь, а кто-то спит, завернувшись в спальный мешок, в ожидании глубокой ночи, когда очередь к мощам уменьшится и будет отнимать всего 2-3 часа.

С наступлением темноты все уступы серпантина, ведущего к обители, представляют собой огромный палаточный лагерь. Кто-то уже спит под открытым небом, укрывшись одеялами и пленкой от дождя. А где-то взбудораженная молодежь никак не может уснуть, смеется и перешептывается.

"Каждый год смотрю на эту молодежь, которая спит здесь вповалку на земле. Какая же у них крепкая вера, что они готовы терпеть и жару на переходах, и холод, ночуя в горах у монастыря?! А какая вера у их родителей, которые не боятся отпускать детей в дальний путь и возлагают надежды об их безопасности лишь на святого Василия", - удивляется старый монах.


Архиепископ Кентерберийский слушает хип-хоп, чтобы успокоиться перед королевской свадьбой

Глава Англиканской церкви Джастин Уэлби слушает британского исполнителя в стиле хип-хоп Стормзи (Stormzy) во время подготовки к свадьбе принца Гарри и Меган Маркл, чтобы успокоиться. Об этом сообщает газета "Дейли телеграф".

Глава Англиканской церкви Джастин Уэлби

фото: tvn24.pl

Архиепископ Кентерберийский, который в марте провел обряд посвящения Маркл в англиканство, признался в беседе на радиостанции Би-би-си, что с нетерпением ждет королевскую церемонию, однако "всегда нервничает на свадьбах". "Это очень важный день для любой пары" вне зависимости от статуса, сказал он. "Пару раз во время свадеб я совершал неловкие ошибки, и мне кажется, что нынешнее событие - не самое подходящее для того, чтобы сделать это в третий раз", - добавил первосвященник.

Когда ведущая программы поинтересовалась, как он успокаивается перед королевскими свадьбами, архиепископ процитировал слова из песни Blinded By Your Grace британского исполнителя Стормзи: "Я регулярно молюсь и делаю свою работу".

Глава англиканской церкви

Ранее Уэлби также признавался, что он боится уронить кольца во время службы.

Венчание Гарри и Маркл намечено на 19 мая в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке. Сразу после церемонии внук королевы Великобритании Елизаветы II и американская актриса проедут в карете по городку Виндзор, где расположен королевский замок. Маршрут свадебной процессии проляжет от Виндзорского замка по нескольким центральным улицам городка.

Службу будет вести старший священник часовни - преподобный Дэвид Коннер, а сам обряд венчания совершит лидер Англиканской церкви (ее формальной главой является королева) архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Служба начнется в полдень по британскому времени (15:00 мск) и на ней будет присутствовать вся королевская семья во главе с монархом, родители Меган - Томас Маркл и Дория Рэгленд, а также приглашенные лица.


Роспись русского храма Святой Троицы в Белграде начнется в 2018 году - настоятель

Работы по росписи единственного в Сербии русского храма Святой Троицы начнутся до конца 2018 года, несмотря на занятость российских художников под руководством академика Мухина работами в Храме Святого Саввы. Об этом заявил корр. ТАСС настоятель храма Виталий Тарасьев.

в Сербии русский храм Святой Троицы фото: commons.wikimedia.org

"У нас есть благословение патриарха Кирилла на это, работы по росписи русского храма Святой Троицы в Белграде начнутся в 2018-м году. Но, разумеется, приоритет сегодня - это Храм святого Саввы. Во время визита в Белград министра иностранных дел России Сергея Лаврова в честь 180-летия установления дипотношений между Россией и Сербией был представлен мозаичный купол Храма, выполненный российскими мастерами во главе с академиком Николаем Александровичем Мухиным. Сейчас идет сложный процесс подготовки дальнейших работ в главном сербском храме", - заявил протоиерей Виталий Тарасьев.

Ранее в интервью ТАСС известный художник, член президиума Российской академии художеств Николай Мухин, руководивший росписью храма Христа Спасителя в Москве и работающий в настоящее время над мозаикой главного собора Сербии - храма Святого Саввы, сообщил, что распишет и церковь Святой Троицы. "Я обещал, что к 2019 году мы завершим и наш русский храм", - заверил Мухин.

Как рассказал Тарасьев, на мастерскую Мухина сейчас возложили новую огромную работу, сербы попросили, чтобы к октябрю 2019 года, когда Сербия будет отмечать 800-летие автокофалии Сербской православной церкви, были завершены работы не только в куполе храма, но и в алтарной части. Договоренность между двумя государствами в этом вопросе уже достигнута, однако объем работ в алтаре в три раза превышает купол Храма.

Церковь Святой Троицы в Белграде

"Я получил благословение патриарха и полностью доверяю Николаю Мухину, что работы в нашем храме будут выполнены, но в настоящий момент я просто не трогаю Николая Александровича, так как они сейчас изготавливают материалы для Храма Святого Саввы, а тут в буквальном смысле слова каждый камушек должен быть на своем месте и качественно изготовлен. Так что нужно запастись терпением, молитвой и, даст Бог, через пару лет у нас будут фрески в храме.

История русского храма

Русская церковь в Белграде имеет большую историю, тесно связанную с трагическими событиями 20 века в истории России и Югославии. Ее построили эмигранты из России в 1924 году, финансовую помощь в строительстве оказывала сербская королевская семья Карагеоргиевичей и правительство Сербии. В основание храма была положена пядь русской земли, привезенная белоэмигрантами из России.

Сюда же в 1929 году был перевезен прах героя Белого движения - генерала Петра Николаевича Врангеля, умершего и первоначально похороненного в Брюсселе, но завещавшего похоронить его "в братской славянской православной стране". Его прах покоится под белой мраморной плитой в русском храме сербской столицы. Здесь же до 1944 года хранились боевые знамена Наполеона и османской армии, взятые в плен российской армией и вывезенные русскими офицерами при бегстве из России.

Во время бомбардировок Югославии странами НАТО в 1999 году храм, находящийся рядом с комплексом национальной телерадиокомпании Сербии РТС, серьезно пострадал. В ночь с 22 на 23 апреля 1999 года на здание РТС было сброшено две бомбы, ставшие причиной гибели 16 сотрудников, серьезнейший ущерб был нанесен русскому храму. В 2000 году началось его восстановление, а 25 марта 2007 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершил освящение восстановленного храма.

Работы в Храме Святого Саввы

Храм Святого Саввы в Белграде - один из крупнейших православных соборов в мире. Его размеры 91 на 81 метр, а площадь - 7570 кв. м, диаметр купола составляет 35 м, а высота - 65 м. Храм был освящен в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1169-1236). По преданию, собор решено было возвести на месте сожжения его мощей турками в 1594 году.

Строительство началось в 1894 году, но долгие годы шло по большей части планирование и согласование. К возведению самого здания приступили в 1935 году. Вторая мировая война прервала процесс, который был возобновлен лишь в мае 1986 года. Купол был завершен в 1989 году, а в 2004 году состоялось официальное открытие еще не полностью законченного храма.

Центральный сюжет купола храма - мозаичное панно "Вознесение Христово" - делали 70 художников из России и Сербии, руководил работами известный художник, член президиума Российской академии художеств Николай Мухин. Мозаика для украшения купола храма, изготовленная российскими художниками, прибыла в Белград из Москвы в начале мая. Дар из России встречали множество людей во главе с высшим духовенством и представителями власти под колокольный звон. "Воскресение Христово" весит 10 тонн. Ее везли на специальном грузовике из России семь дней, преодолев около 2 тыс. км.

По поручению президента России Владимира Путина с 2015 года Россотрудничество является генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма. Финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии.


Отучить молодежь и взрослых от спиртного хотят польские епископы

Уменьшить тягу поляков, включая молодежь, к спиртным напиткам решило руководство польской римско-католической церкви. Для этой цели церковные иерархи разработали Национальную программу трезвости, предусматривающую ряд мер, способных серьезно осложнить жизнь любителям алкоголя.

Польские епископы хотят отучить молодежь и взрослых от спиртного

фото: medianarodowe.com

"Без трезвости у поляков не может быть личной и национальной свободы", - заявил на презентации программы один из ее разработчиков епископ Тадеуш Бронаковский. Одним из главных ее пунктов является запрет продажи спиртного тем, кому еще не исполнилось 21 года. "Выработка постоянной и всеобщей моральной устойчивости в виде трезвости всеми поляками - такова суть Национальной программы трезвости", - говорится в документе.

Как отмечает газета "Супер Экспресс", подобные ограничения действуют в настоящее время только в США, но ни в одном государстве Евросоюза спиртные напитки продавать тем, кому уже исполнилось 18 лет, не запрещается.

Епископы также считают необходимым "радикально сократить" количество мест, где продаются спиртные напитки и ограничить время их продажи. Тех же, кого подобные ограничения не смутят, епископы намерены остановить резким повышением цен на спиртное, которое должны осуществить власти. "Государству следует более решительно использовать такое средство, как регулирование рынка с помощью цен и фискальной политики", - советуют католические иерархи.

Как отмечают польские СМИ, программа предназначена в первую очередь для правительства и парламента, поскольку только кабинет министров и законодатели могут ввести в жизнь предлагаемые церковными иерархами меры.

По данным статистики, среднестатистический поляк, который в польской прессе традиционно именуется "пан Ковальский", в год выпивает около 9-10 литров крепких напитков и 99,5 литров пива. Сократить эти показатели как минимум в два раза считают первоначальной целью своей программы польские епископы.


Католики всего мира отмечают праздник Рождества Христова

Католики всего мира, а также протестанты, англикане и ряд православных, следующих Григорианскому календарю, отмечают в понедельник Рождество Христово. Главная служба прошла накануне в соборе Святого Петра в Ватикане.

Ее возглавил Папа Римский Франциск, рождественская месса транслировалась в прямом эфире телевидения Италии и ряда других стран. При этом, как сообщили в недавно реформированном по инициативе понтифика ватиканском медиацентре, съемка велась при помощи новой экспериментальной технологии высокого разрешения, чтобы "дать возможность верующим окунуться в таинство прихода на Землю Спасителя". Центральным событием католического Рождества является обращение главы Римско-католической церкви "Урби ет Орби" ("Граду и миру"), с которым Франциск выступит в понедельник в полдень (14:00 мск). Как правило, помимо возвещения радости Рождества понтифик затрагивает острые вопросы современности.

рождество отмечают католики

фото: sib-catholic.ru

Только католиков в мире насчитывается 1 млрд 200 млн человек. Помимо основных католических стран, разные по величине католические общины есть в других государствах, включая арабские и азиатские.

Традиции и обычаи

На Рождественскую проповедь 25 декабря на площади Святого Петра, как правило, собирается не больше верующих, чем на рядовой воскресный папский "Ангелус" - около 30 тыс. человек. Среди них обычно бывает много туристов. Дело в том, что Рождество в Италии сугубо семейный праздник, когда итальянцы собираются за праздничным столом. 25 декабря для большинства итальянцев, живущих и работающих в других городах и странах, это - повод вернуться домой, к родственникам.

Примечательно, что первое торжественное застолье происходит уже накануне - в сочельник, поскольку у католиков нет правила соблюдать строгий пост. Стол у итальянцев ломится от яств - от рыбы до мяса (меню зависит от кулинарных традиций того или иного региона), не отказываются в рядовых семьях и от алкоголя. Наиболее религиозные и практикующие католики за час до полуночи поднимаются из-за стола и идут на ночную мессу, которая, однако, очень недолгая и продолжается чуть более часа. Традиционный цвет католического Рождества - красный, который присутствует в одежде, декоре и убранстве стола.

rozhdestvo_otmechayut_v_vatikane.jpg

С Рождеством в Италии связано множество обычаев, некоторые из которых граничат с суевериями. Уже давно утвердилась изначально пришедшая из языческих времен традиция украшать ель (традиция устанавливать и наряжать ель зародилась еще в языческих германских народах). Наряду с этим одним из главных атрибутов является вертеп ("презепе") или сцена рождения Иисуса. "Презепе" часто выставляют прямо под украшенной елкой.

Обычай воспроизводить эту сцену традиционно связывают со святым Франциском Ассизским, жившим в XIII веке. Именно он в 1223 году в канун Рождества установил в городе Греччо (в нынешней области Лацио) первый праздничный вертеп. Сейчас считается, что лучшие мастерские "презепе" находятся в Неаполе.

Еще одной неотъемлемой традицией Рождества стали подарки, и приносит их часто Дед Мороз (Баббо Натале - букв. Рождественский отец), персонаж, порожденный святым Николаем, который в американской традиции превратился в Санта-Клауса. Сложно точно сказать, когда прижился обычай прихода Деда Мороза, который некоторыми в Италии рассматривается как символ язычества и общества потребления. В наиболее религиозных семьях детям говорят, что подарки приносит младенец Христос.

Для сказочного персонажа - Бефаны - в Италии остается день Богоявления (Эпифании), который, по католическому календарю, отмечается 6 января, и им завершается череда рождественских праздников. Похожая на ведьму старушка может быть более или менее щедрой к детям в зависимости от их поведения, оставляя в носках конфеты и подарки (послушным) или угольки и чеснок (непослушным).

Рождество 

Рождество - один из главных христианских праздников, отмечаемый в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Точная дата его рождения в Библии не упоминается, а многие историки утверждают, что это и вовсе произошло весной во II-IV вв. Рождество праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление. Первые упоминания о Рождестве как самостоятельном празднике относятся к IV веку, фигурируя в том числе в "Хронографе" римского писателя и каллиграфа Фурия Дионисия Филокала, написанном в 336 году.

Причина выбора 25 декабря как даты празднования Рождества Христова доподлинно неизвестна. Многие историки считают, что христианская церковь заменила Рождеством отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие торжества Рождения Солнца непобедимого (отмечавшегося 25 декабря - в первые дни после зимнего солнцестояния) и Сатурналии (в честь Сатурна - древнеримского бога земли и посевов). Последний не имел точной даты и приходился на вторую половину декабря, сопровождаясь массовыми гуляньями и обильным застольем, что в свою очередь осуждалось новой религией.

В 431 году Вселенский собор христианской церкви в городе Эфес узаконил 25 декабря как день празднования Рождества. В 1054 году христианская церковь разделилась на католическую на Западе с центром в Риме (Римско- католическая церковь) и православную на Востоке с центром в Константинополе. После раскола западная и восточная церкви продолжали праздновать Рождество в одно и то же время вплоть до 1582 года, когда Папа Римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления - Григорианский календарь (новый стиль). Так, 25 декабря Рождество празднуют католики, протестанты и прихожане 11 православных церквей, в том числе Антиохийской, Александрийской, Кипрской, Болгарской, Румынской и Элладской.

Русская Православная Церковь продолжает придерживаться Юлианского календаря, по которому Рождество выпадает на 7 января по новому стилю.


В немецкой школе отменили празднование Рождества из-за жалобы мусульманской ученицы

Ученики гимназии в немецком Люнебурге (федеральная земля Нижняя Саксония) едва не остались в этом году без Рождества. Как сообщают местные СМИ, причиной отмены традиционного празднования одного из главных католических торжеств стала жалоба ученицы-мусульманки, которая заявила, что христианские традиции и рождественские песнопения не совместимы с ее вероисповеданием.

празднование рождества в Германии

фото: videouroki.net

Праздничное мероприятие должно было, как обычно, состояться во время учебного дня. Но в этому году руководство учебного заведения приняло решение перенести его на вторую половину дня и сделать свободным для посещения. Более того, во время уроков музыки было принято решение не разучивать рождественские песни.

Такой отказ от традиций вызвал у немцев протест, который они особо сильно выражали в социальных сетях. При этом администрация учебного заведения, оправдывая свое решение, ссылается на региональное законодательство в области школьного образования, поскольку именно федеральные земли в Германии отвечают за эту сферу. В законе, в частности, отмечается, что при преподавании необходимо учитывать религиозные убеждения и мнения представителей иных религий.

Власти Нижней Саксонии в свою очередь указывают на то, что каждая школа вольна сама решать, как следовать закону. Так, католическая школа в том же Люнебурге, например, не отказалась от традиций и, наоборот, приглашает школьников- мусульман на христианские празднования. А многие родители из мусульманских семей даже специально отдавали своих детей в эту школу, чтобы привить им любовь к другой культуре и религии.


Pages: << < ... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... > >>