![]() Больше всего в Индии крестьян и сельхозрабочих, но кто вспоминает о них, когда отправляется за экзотикой в "страну восточных сказок"? В преддверии начинающегося туристического сезона ТАСС решил составить рейтинг самых популярных среди туристов местных профессий - это те индийцы, с которыми все приезжие любят делать селфи. фото: samara-traveler.ru Слоны - старинный символ Индии, на них воевали и перетаскивали грузы, но главное - они считались признаком знатности и богатства. На слонах ездили великие моголы, махараджи, даже британские вице-короли Индии, и каждый из них нанимал махаута: без специалиста с таким зверем не справиться. Умение управлять "хатхи" - "слоном" на хинди передается по наследству и считается кастовой профессией, а потому все махауты принадлежат к нескольким кланам, основатели которых возможно еще топтали слонами фаланги Александра Македонского. Махауты - погонщики слонов В наши дни махауты, одетые в традиционные наряды, катают туристов, а еще управляют храмовыми хатхи, которых особенно много на юге страны. Увы, погонщики слонов считаются вымирающей профессией: власти Индии, пытаясь сохранить этих животных, запретили отлов слонов в дикой природе, а также куплю-продажу хатхи. Чаивала - разносчик чая Профессия знаменитая в свое время по всему Востоку, да и в России еще в начале XX века по рынкам ходили "чайники", разносившие по базарам горячий напиток. Подобных торговцев индийским чаем - сваренного обязательно с молоком - легко увидеть в переулках Дели, Мумбаи, Варанаси, их коллеги водоносы как-то исчезли, а вот чаивале остались. Причем популярность уличного чая с годами вовсе не снижается, правда, классический чайник и котел у торговца должны быть медными, а не алюминиевыми, а чашки фарфоровыми, а не пластиковыми, что сейчас, увы, увидишь нечасто. Впрочем, в последнее время эта профессия стала особенно модной - после того, как в 2014 году премьер-министром страны стал Нарендра Моди, который не устает повторять, что начинал трудовую жизнь как чаивала на железнодорожной станции в Гуджарате. Рикшавала - велорикша Вообще-то рикша - слово японское, поэтому в Индии оно получило местный суффикс и превратилось в рикшавала. Это вовсе не индийское изобретение - первые рикши появились здесь только во второй половине XIX века, и первые повозки тянули люди. Сегодня такие "человеко-рикши" сохранились лишь в Калькутте, и то их постоянно пытаются запретить. А вот рикши с велоприводом появились в 1930-е годы, тоже сначала в Калькутте и сдаваться не собираются. При этом крикливых велорикш все больше вытесняют их трещащие мото-собратья; в ряде городов, например, в Дели, велотаксистам даже нельзя заезжать в центральные районы. Однако в других городах власти их поддерживают, дают безработным ссуду на повозку. Мастер катхпутли - кукольник В Европе есть своя традиция театров марионеток, однако бродячего кукольника уже не встретишь, разве что каких- нибудь энтузиастов. А в индийском штате Раджастхан мастера искусства катхпутли по-прежнему бродят по дорогам от города к городу, от базара к базару. Деревянная рама, кусок цветной ткани и несколько кукол - вот и весь реквизит. Мастер-кукольник работает с марионетками и сам озвучивает их. Иногда кукольника сопровождают музыканты. Катхпутли значит "деревянная кукла", по очереди на сцене появляются традиционные персонажи: обязательная красотка- танцовщица, конечно, храбрый воин-раджпут, заклинатель змей, сварливая старуха… Кукольник - кастовая профессия и сюжеты выступлений передаются от отца к сыну: это истории из народных сказок или древних мифов, но часто выступление - просто импровизация, причем и на политические темы. Дудхвала - молочник В Индии молочники продают и коровье, и козье, и даже буйволиное молоко. Однако коровье - продукт особый, ведь корова священна, а потому многие тонны коровьего молока идут ежедневно на религиозные ритуалы. А вот козье - другое дело, не нужно никаких ритуалов: покупай да пей. Коза вообще в Индии популярна: ее мясо тоже не попадает ни под какие религиозные табу. По потреблению козьего молока Индия - в числе мировых лидеров. Секрет популярности этого сорта молока еще и в том, что оно считается особо целебным: поклонники традиционной медицины, столь развитой в Индии, уверены, что оно помогает при лихорадке денге - опасного заболевания, которое разносят москиты. Наи - цирюльник В Индии все хотят красиво выглядеть, и молодые люди тщательно следят за прической. А страна это молодая, более половины населения моложе 30 лет, поэтому цирюльники в почете. Парикмахер и брадобрей - это тоже кастовая профессия, причем древняя. С давних пор уличные парикмахеры и сидят под тенистым деревом или самодельным тентом на перекрестках дорог, на улицах и базарах с бритвой (в старину - медной, теперь - стальной), ножницами и гребнем. Определить рабочее место цирюльника легко по большому зеркалу, перед которым стоит прочему-то всегда шатающийся стул. В былые времена брадобреи постоянно напевали, чтобы клиенту было не скучно, возможно поэтому наи еще славятся и музыкальными способностями. Впрочем, сегодня в цирюльнях чаще гремит радио или бурчит старый телевизор. Дхоби - прачка Стирка белья - в Индии это тяжелая мужская работа и делают ее особые люди, дхоби. Исторически они считались неприкасаемыми, ведь делают грязную работу, и в то же время, каждый день к ним шли и шли представители "чистых" каст с корзинами белья. Без дхоби никуда! Селились прачки на берегах рек и у колодцев, в городах у них были особые кварталы, которые стали излюбленным местом для туристов. Особенно популярен у путешественников, предпочитающих "настоящую экзотику", квартал прачек Махалакшми в Мумбаи, бывшем Бомбее, где под открытым небом сотни дхоби ежедневно стирают, сушат и гладят тысячи пар штанов, костюмов, платьев, шалей… Здесь же одежду кипятят и гладят. Войти внутрь квартала не просто - требуется разрешение, поскольку прачкам, говорят, надоели назойливые туристы с фотокамерами. Кстати, услугами этих прачек пользуются и некоторые дорогие отели, сдающие им постельное белье - так дешевле, чем отсылать в современные прачечные. Сапера - заклинатель змей Едва ли не каждый турист, оказавшийся в Индии в первый раз, обязательно выложит в соцсетях фото заклинателя с танцующей коброй, и себя на его фоне. Сапера обычно сидят у корзин со змеями и выдувают заунывные мелодии из пузатых флейт. Исторически сапера выделились из каст колдунов, лечивших людей традиционными методами, в том числе змеиным ядом и даже змеиными укусами! Сегодня такое целительство не в моде, а вот традиция "дрессировать" змей осталась. Конечно, большинство туристов знают, что у змей нет слуха, и что не танцуют они под эти заунывные ноты, а просто следят за нависшей над ними деревянной штуковиной, напоминающей дубину. Но зрелище все равно привлекает и в основном приезжих. При этом заклинатели также считаются вымирающей профессией, поскольку в самой же Индии их шоу вызывают все больше критики. Местные "зеленые" говорят, что змей содержат в жутких условиях, вырывают им ядовитые зубы, даже зашивают рот - чтобы не ужалили. Еще в 1972 году индийские власти выпустили закон, по которому держать змей запрещено. Однако, как и многие другие законы в Индии, его просто проигнорировали, а сами сапера даже выходили на демонстрации: мол, нас пытаются лишить традиционно заработка! Скульпторы квартала Кумартули Индия - страна тысяч богов, их красивые статуи украшают многочисленные храмы. Только вот незадача - в индусских храмах фотографировать, как правило, строго запрещено. Или для этого требуется разрешение, выбить которое потребует усилий. Но те же статуи можно легко увидеть и сфотографировать в кварталах, где их делают, и даже поговорить с "производителями богов". Пожалуй, самый известный из них - это квартал Кумартули в Калькутте. Скульпторы сначала связывают каркас божественной фигуры из соломы, а потом обмазывают глиной. Богов высушивают. Затем специальные мастера расписывают фигуры в соответствии с традицией: и явно стараются, ведь легенды гласят, что божества индуизма весьма строги и капризны и раздражать их не стоит! Ятри - паломник Ятри это, конечно, не профессия, хотя здесь есть и те, кто превратил паломничество в стиль жизни и постоянно бродит от одного святого места к другому. А есть в Индии те, кто совершает паломничество лишь раз-два в жизни. Индия постоянно движется - паломники, в ярких одеждах тянутся по давно известным маршрутам, подчас собираясь в пестрые процессии. К слову, требуется определенная смелость, чтобы приехать и посмотреть, например, на праздник Кумбха-мела в Аллахабаде или в Харидваре. Сообщения о жертвах массовой давки приходят после каждого такого празднования. Однако это никого не останавливает, в том числе и туристов, которые любят "настоящую индийскость". Некоторые ловкие "профессиональные паломники" это давно поняли и активно эксплуатируют туристический интерес, фотографируясь в святых местах с иностранцами за определенную плату. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |