up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / История / Владимир Мономах: путь к христианской мудрости

Владимир Мономах: путь к христианской мудрости

Владимир Мономах: путь к христианской мудрости

Владимир Мономах стал единственным правителем русской истории, кто добровольно отказался от большой власти, потому что закон ставил превыше княжеской силы. Время его правления стало лучшим для Киевской Руси.

Владимир Мономах

фото: Myslide.ru

Он старается делать как можно лучше, как можно меньше крови проливать братской, старается сохранить жизнь христиан. Он защищает свою землю, и в то же время готов, на заключение договоров, если это становится возможным. Фигура потрясающая – вторую такую фигуру в нашей истории найти сложно.

Больше 150 лет после смерти Ярослава Мудрого прошло в непрерывных междоусобных войнах и раздорах. Владимир Мономах смог объединить русские земли и собрать князей для общей борьбы с половцами.

Никогда Киевская Русь не одерживала таких славных побед над степью, как под знаменем этого великого полководца. Из 82 сражений он проиграл только одно. Завет князя помнят и сегодня: «Ни войны, ни зверя не бойтесь, делайте дело мужское».

Шапка Мономаха

Владимир Мономах – его имя знает каждый школьник, в основном, благодаря вот этому предмету: отороченный мехом золотой венец, украшенный рубинами и изумрудами. Это самая известная из всех царских регалий – Шапка Мономаха.

шапка Мономаха

Шапка Мономаха в оружейной палате

По легенде этот богатый венец император Константин Мономах прислал своему внуку Владимиру, чтобы показать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Князя Владимира Мономаха на портретах всегда изображали в знаменитой шапке, но как же ошибались художники, ведь Владимир Мономах царский венец никогда даже в руках не держал, а русские князья надели его на голову только четыре века спустя.

donskoj_kulikovskaya_bitva.jpg

Куликовская битва: «И оружие их вонзится в сердца их, и луки их сокрушатся»

«Пластиночки в верхней части, они не гладкие, они прямые, с вырезом по центру и соединены между собой, образуя звезду на макушке», – Ирина Бобровницкая, хранитель коллекции русских государственных регалий XIV-XVIII веков музеев Московского Кремля.

Ивану III нужна была легенда, согласно которой он не просто государь на своей земле, он еще обладатель каких-то очень древних символов государственной власти. Вот и появляется легенда о том, что дальний предок Ивана III получил регалии, знаки власти из Византии.

Уникальный орнамент и странное расположение камней. Он не похож ни на уборы византийских императоров, ни на высокие русские колпаки. Откуда же на самом деле появился знаменитый венец русских царей?

Медальон-змеевик Владимира Мономаха

Специалисты считают, что та филигрань, которыми украшена шапка, имеет прямые аналогии в искусстве, восточном золотоордынском в частности. И, наконец, её появления в казне Ивана Даниловича: он вполне мог её получить от хана Узбека. Все это говорит о том, что это венец стопроцентно восточный.

медальон змеевик Владимира Мономаха

Золотой амулет-змеевик Владимира Мономаха

Пусть знаменитую шапку шили не для Владимира Мономаха, но зато вот эта золотая вещица точно принадлежала ему самому – таинственный медальон-змеевик. На одной стороне – изображение архангела Михаила, а на другой – голова, окруженная змеями.

Никто не знает, как оказался у древнерусского князя этот странный медальон, но Владимир Мономах никогда с ним не расставался. Почему он был так привязан к своему таинственному амулету?

Ученые могли не обратить на золотую безделушку особого внимания, если бы не надписи, оставленные на медальоне неизвестным мастером. Одна из них вполне безобидная.

Надпись исполнена на греческом языке, она представляет молитву «Трисвятое», которая до сих пор играет большую роль во время богослужений в церкви: «ΑΓΙΟС ΑΓΙΟС ΑΓΙΟС ΧС СΑRΑΟΘ ΠΛΙΡ₀С ΟǒV₀ΙΗΟС ΚΙ Γ». В переводе на русский язык, это означает: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь Небо и земля», – Светлана Бухман, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея.

А вот другая надпись поставила ученых в тупик. От этих слов, выбитых на медальоне, в буквальном смысле веет ужасом.

«Это греческое античное заклинание «Эстера», которое играло совершенно определенную роль. Текст этой надписи гласит: «Эстера черная, почерневшая, как змей ты вьешься, как дракон свищешь, как лев рычишь и как ягненок спишь», – Светлана Бухман, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея.

В каких делах Владимиру Мономаху помогало странное заклинание на византийском медальоне? Без сомнений, Византия играла в жизни князя огромную роль. Его родным дедом был знаменитый император Константин Мономах. Именно это прозвище, которое в переводе с греческого означает – единоборец, в будущем станет главной политической мыслью великого русского князя.

«Он взял имя деда и носил его всю жизнь, это приводило к тому, что действительно, этот ореол византийской образованности, византийского образа мыслей, традиций, всё это входило в биографию Мономаха», – Андрей Сахаров, историк, член-корреспондент РАН.

Воспитание Владимира Мономаха

Вопросы крови, действительно, сыграли в судьбе князя огромную роль. Если дедом по материнской линии был Константин Мономах, то по отцу – сам Ярослав Мудрый. Казалось, все лучшие качества этой ветви рода: тяга к знаниям, аналитический ум и упорное стремление соблюдать закон, сконцентрировались в характере молодого князя. Можно сказать, Европа и Азия поделились с Мономахом самым лучшим.

Всеволод Ярославич

Российский князь – Всеволод Ярославич

Огромное влияние на него оказал и отец, Всеволод Ярославич. Он знал пять иностранных языков и был одним из самых образованных людей своего времени.

«Феномен древнерусской культуры заключается в том, что она для средневековья потрясающе книжная, потрясающе грамотная. Настолько распространена грамотность, особенно среди русской элиты, князей, бояр, старшего слоя дружинников, что это потрясает. Западная Европа в этот момент читать, писать не умеет», – Татьяна Черникова, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО.

Отец с семилетнего возраста закалил Владимира Мономаха в долгих походах и боях. Молодой князь усердно учился мужеству и терпению.

«Княжил я во Чернигове шестнадцать годин. Из Чернигова за один день до вечерней, я по 100 раз скакал к отцу во Киев-град. Да не по прямоезжей дороге, а обходами да через буераки. По снегам глубоким да сквозь метели злые...», «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Пусть не застанет вас солнце в постели. Упорством власть берется». (Из «Поучения Владимира Мономаха»).

Первый опыт Владимира Мономаха

С 13 лет Мономах уже руководил дружиной и собственной вотчиной – Ростовом, потом еще были Смоленск, Чернигов и десятки других мелких городов.

Мономах привык безропотно переносить неудобства и лишения, но по-настоящему искусным воином его сделала охота.

отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты

«Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты», художник: В. М. Васнецов.

Разъезжая по степям и пущам, он десятками ловил диких коней-тарпанов, вязал их голыми руками. Не было в то время лучшего способа, чтобы развивать смелость, ловкость, силу, глазомер и быстроту реакции.

«Охота – это было серьезное дело. Во-первых, это тренировка дружины в приближенных к боевым условиях, а, главное, все понимают, насколько всё-таки важно и трудно было древнерусскому князю. Вот на этой охоте князь должен быть первым охотником, тогда увидев его подвиги, его храбрость, дружина, действительно, будет его уважать за дело», – Татьяна Черникова, доцент кафедры всемирной истории и отечественной истории МГИМО.

Именно тактика, выработанная в молодые годы на охоте, когда князь загонял зверя на его территории, позже станет главным оружием Мономаха против более опасного врага.

«Владимир Мономах начал свою карьеру в трудное для Руси время. С 1068 года и непрерывно до 1095 года идет натиск на Русь кочевников-половцев. И вот первоначально каждый год, каждый набег сопровождался разорением Руси и поражением русских князей. Были отдельные успехи, но в целом остановить этот натиск не могли. И вот ковался характер Владимира именно в этот период», – Татьяна Черникова, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО.

Войну с половцами (кочевыми народами тюркского происхождения), которые заняли огромную степную территорию от Дуная до Иртыша, молодой Владимир Всеволодович считал своей главной задачей. К этому времени в Европе уже состоялся первый крестовый поход, который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира – граф Гуго Вермандуа.

половцы и их набеги на древнюю Русь

Половчане или кипчаки – кочевой тюркский народ

Владимир решил взять на вооружение опыт европейских родственников. Подвигами крестоносцев Владимир мог вдохновляться, тем более, что у него поводов было больше. Наступали поганые. «Поганые» – это было не оскорбление, это всего лишь от латинского слова paganus, то есть язычники. Поэтому дело это воспринималось еще и как защита христиан, защита христианского дела от натиска язычников.

Под знаком этой борьбы прошла вся жизнь Владимира Мономаха. Он готовился к каждой схватке, но одного желания было недостаточно. Вот тут ему и пригодилась тактика, которую молодой князь использовал во время охоты: надо загонять врага, как зверя на его территории.

«Мономах был первый, который в конце XI в начале XII века перешел к иной тактике, тактике наступления на степь. И вот в этом была принципиальная разница между прежними сражениями половцев с Русью и тем противоборством, которое в степи навязал Владимир Мономах. Идти в степь, идти по кочевням, брать с боем города и становища степняков-половцев и там добивать их уже на месте: на Дону, на Днепре, на юге. Это как раз стратегия новая, и она показывает огромный полководческий дар Мономаха», – Андрей Сахаров, историк, член-корреспондент РАН.

Владимир Мономах, будучи всего лишь князем Переяславским, собрал под свои знамена дружины со всей Руси. Его авторитет в этот решающий момент был куда выше, чем у самого Киевского правителя.

Битва при Салнице

Противники сошлись 27 марта 1111 года на реке Салница, притоке Дона. Владимир Мономах выстроил русские полки в привычный боевой порядок: пешие войны в центре, а княжеские конные дружины на флангах, но впервые полководец поставил и вторую линию. Её составили полки самого Мономаха и черниговского князя Давида Святославовича.

битва при Салнице

«Битва при Салнице». Радзивиловская летопись

Половецкая конница всей массой обрушилась на первую линию русских дружин, но теснота на поле битвы не позволяла степнякам вести прицельную стрельбу из луков, и они так и не смогли прорвать строй русских воинов. Когда Владимир Мономах убедился, что силы половцев иссякли, он ввел в сражение вторую линию.

Такого разгромного поражения от русских ратей дикая степь еще не знала. Около 10 тысяч половцев полегли на поле боя. Весть о победоносном русском крестовом походе в степь разошлась по всему миру.

«Владимиру Мономаху удается почти невозможное, при том что все земли уже практически расползлись. Киевская Русь почти прекратила свое существование, древнерусское государство распалось. Он объединяет все эти силы вместе и в значительной степени контролирует ситуацию почти на всей территории Киевской Руси. Вот таким отпором набегам половцев он дает основание для того, чтобы те начали заключать активно мирный договор», – Игорь Данилевский, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки Высшей школы экономики.

Кочевников еще не скоро выгонят с русской земли, но Мономах сделал на пути к этой победе большой шаг.

Как выглядел Владимир Мономах?

Каким же он был, этот величайший русский полководец? История не сохранила достоверных описаний его внешности. Каждый историк представляет себе своего Мономаха.

Рыжий или брюнет, красивый воин или коренастый богатырь? Скульптор, маскотерапевт и психолог Сергей Кравченко попробовал соединить поздние изображения и символические портреты, написанные художниками несколько столетий спустя после смерти Владимира Мономаха. Насколько достоверным окажется полученный результат?

«Если в истории существовал образ, который был отражен в портретах, мы можем с помощью их наложения, выявить истинный образ и отсеять все ошибки художника. Чаще всего художник привносит что-то от себя, слегка отражая суть. Также мы поступили и с портретом Мономаха. В образе Владимира Мономаха мы имеем как минимум 11 сохранившихся изображений, и с помощью полупрозрачных слоев, мы выявили истинный образ Владимира Мономаха. У нас есть несколько портретов: его более старческий образ и более молодой. Мы решили остановиться на более молодом, когда он был еще в силе, то есть в 50-60 лет. В этом лице естественно присутствуют оттенки и его предков, и духовных практик, (это непосредственно мистическое христианство – Исихазм). В его впалых щеках, в его тонком носу с горбинкой, в его выразительных глазах, немножко опущенных веках, я вижу опыт духовных практик. В итоге у нас получился образ с корректурой, и я считаю, он вобрал всё то, что мы смогли отыскать. Всё то, что мы совместили. Лично мне кажется, что именно таким Мономах и был. Вот эти тяжелые веки верхние, впалые щеки, виски мне лично говорят, что человек во второй половине жизни вел достаточно аскетичный образ жизни. Вполне реально, что были периоды просто затворничества, молчания, концентрации на каких-то проблемах. Человек ждал своего времени. Не исключено, что чувствовал, что его время еще настанет, и он станет великим князем Киевским», – Сергей Кравченко, скульптор.

Владимир Мономах реконструкция

Реконструкция лица Владимира Мономаха по изображениям

Он был аскетом, стоиком, мудрым и мужественным правителем.

У Владимира Мономаха интересное восшествие на престол: его отец был четвертым сыном из оставшихся в живых старших детей к моменту ухода из жизни Ярослава Мудрого. Он был третьим по счету, следовательно, его двоюродные братья, рожденные Изяславом и Святославом, имели родовое старшинство над ним. У него шансов было немного по очереди дождаться престола.

Принципы Владимира Мономаха

Занять самый главный киевский престол князь по закону никак не мог. Ведь власть в государстве согласно правилам наследования, прописанным его дедом Ярославом Мудрым, передавалась не от отца к сыну, а старшему в роду. А закон для Мономаха был превыше всего.

учение и принципы Владимира Мономаха

Владимир Мономах – эталон законности и справедливости

Именно поэтому он уступает Чернигов, где он княжил целых 16 лет, законному хозяину.

«Под стены Чернигов-града Олег, мой брат двоюродный, пришел аки враг вкупе с половцами. И отдал я стол брату своему. По велику закону деда нашего Ярослава, закон на его стороне. И ушел я из вотчины своей и увел жену да детей. Через несколько лет брат мой Олег пойдет на Муром и там убьет сына моего. Пожелает душа моя мести, но не стану мстить я, ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и всей земле русской». (Из «Русской правды» Владимира Мономаха).

Князь Владимир лишится сына, но не отплатит обидчику. Отказ от братоубийственной войны был для него важнее личного горя. Он всю жизнь воевал только с внешними врагами, а убийство родственника считал преступлением. Так Мономах понимал закон.

«Вместо того, чтобы собрать всё войско, собрать дружину и отомстить Олегу, он ему пишет письмо. Он садится за стол, берет перо и пишет письмо, такие слова: «Борется душа с телом, давай помиримся, в конце концов, то, что мой сын погиб – это трагедия и, в конце концов, надо помириться, надо закончить эту междоусобицу». Это невероятное совершенно событие той поры, когда отец убитого сына своему противнику, своему бывшему другу и своему нынешнему сопернику пишет письмо о необходимости помириться и не нарушать единство русской земли», – Андрей Сахаров, историк, член-корреспондент РАН.

Владимир Мономах никогда не изменял своим принципам. Он ни под каким видом не ввязывался в междоусобную войну.

Смерть отца Мономаха

13 апреля 1093 года умер отец Мономаха – Киевский князь Всеволод, и ему как будто выпал шанс завладеть первым престолом Руси, популярностью в народе, уважением князей.

smert_veshchego_olega_ot_zmei_vypolzshej_iz_cherepa_ego_konya 1

Вещий Олег: Великий Новгородский и Киевский князь

Киевляне сами предложили ему занять место отца, но он снова отказался. Мономах был уверен: престол должен передаваться по закону и правителем Киева стал тот, кому было положено по старшинству – двоюродный брат Святополк.

«Все понимали, что за Мономахом не только сила, но и правда. Для него соблюсти правду было важнее каких-то сиюминутных политических личных выгод. Вот этим он действительно отличался от огромного большинства своих современников», – Александр Назаренко, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Истории известно всего лишь несколько правителей, добровольно отказавшихся от власти. Это римский император Диоклетиан и Луций Квинкций Цинциннат. Но Владимир Мономах был единственным, кто отдал власть только потому, что считал себя незаконным правителем.

«И на этом зиждился его авторитет в княжеском семействе и, вообще, среди древнерусской знати, русском обществе и церковных кругах тоже, потому что он никогда ничего не нарушил, он всегда действовал по закону. Даже вот в ущерб себе», – Александр Назаренко, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Само слово «князь» в славянском языке происходит от двух слов: «кон» и «ас», «кон» – это закон, «ас» – это я, то есть князь – это «я, закон».

Владимиру представилась возможность убедить других князей в своей правоте. В 1097 году на съезд в городе Любече приезжает и убийца сына Мономаха. Жестокий и презираемый многими князь Олег Святославич, который с помощью половцев неоднократно захватывал чужие земли. И легенда гласит, что Владимир Мономах при встрече заключает его в объятия – этот поступок будет иметь поразительные последствия.

«Не знаю, как они там обнимались и мирились, но их действия после этих событий стали едины. После этого Олег ни разу не отмечен какими-то такими действиями антирусскими», – Андрей Сахаров, историк член-корреспондент РАН.

Любечский съезд постановил раз и навсегда прекратить распри и ввёл новый порядок престолонаследования взамен прописанного в уставе Ярослава Мудрого: «Каждый да княжит в вотчине своей». Таково было решение князей, и Владимир Мономах с самого начала выступил активным сторонником этого нового для Руси политического порядка. Более того, именно он стал главным его идеологом, но тем самым Мономах лишил себя последней возможности когда-нибудь сесть на киевский престол.

«Святополк Изяславович княжит в Киеве, Олег Святославович княжит в Чернигове, Владимир Всеволодович княжит в Переяславе. Всё, то есть вот этим юридическим актом – «Каждый да княжит в вотчине своей», Владимир Мономах отрезает себя от Киева», – Александр Ужанков, историк русской литературы и культуры.

Киевский престол и Владимир Мономах

1113 год, Мономаху 60 лет – преклонный возраст. Он уже давно перестал думать о киевском престоле. Но вдруг умирает очередной хозяин Киева, народ бунтует: кровь, драки и убийства прямо в центре столицы Киевской Руси.

бунт в Киеве в 1113 году

Бунт в Киеве в 1113 году

Люди недовольны прежней властью и хотят поставить на престол справедливого и авторитетного князя. Городское вече решает ехать на поклон к тому, кому доверяют все.

«Самым авторитетным был Владимир Мономах, опять же был не его черед занимать престол. Вот этот Олег Черниговский, его очередь была. Владимир был младше его по родовой линии, но посмотрите, опять вступает в действие, то самое киевское вече, на котором лидируют, конечно, бояре как самые уважаемые горожане. И они решают пригласить Владимира в обход уже, не вспоминая об очередной системе», – Татьяна Черникова, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО.

Киевлянам пришлось дважды просить Владимира Мономаха, и он согласился нарушить дедов закон, только когда ситуация в городе накалилась до предела. Этот князь, которому никогда не суждено было оказаться на главном престоле Руси, наконец, все-таки его занял.

«Он принял целый ряд законодательных актов, говоря современным языком, которые, в общем, снизили накал социальных страстей. Он очень четко расписывает новые социальные отношения, которые возникают как раз на рубеже XI-XII веков. Это, наверное, одна из величайших его заслуг», – Игорь Данилевский, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки Высшей школы экономики.

Заняв главный престол Руси, Мономах не оставил военных походов. В 1016 году князь Владимир начал войну против Византии. Вместе с огромным войском он отправился на Дунай.

Он захватывает дунайские города и территории, но потом вынужден был их оставить. Мономах не настаивает на своём, он не бьется до последнего. Когда видит, что силы греков превосходят, он уходит.

Позиция Руси на мировой арене и Шапка Мономаха

Византия поспешила уладить отношения миром. Русь под управлением Мономаха стала сильной, и с этим приходилось считаться всему миру. В Киев было отправлено посольство с богатыми дарами, среди которых оказались предметы императорской парадной одежды, знаки высшей власти. Тогда и появилась легенда о так называемой Шапке Мономаха.

царские регалии и шапка Мономаха

Царские регалии и шапка Мономаха

Мономах стал спасителем для Руси. Он правил Киевом 12 лет до глубокой старости и за это время сумел восстановить единовластную монархию времен Ярослава Мудрого.

К 1113 году князь присоединил к своим владениям, полученным по наследству, земли умершего Святополка. Таким образом, Мономах собрал воедино не менее трех четвертей Руси и все это по закону, который соблюдал всю жизнь.

Любимый и уважаемый всеми князь скончался в возрасте 72 лет.

Поучение Владимира Мономаха

Взгляд на то, каким должен быть русский князь, как строить отношения с соседями, Владимир Мономах изложил на склоне жизни в своем Поучении.

поучение Владимира Мономаха

«Поучение Владимира Мономаха»

Князь адресовал его своему многочисленному потомству. Будучи трижды женатым, он произвел на свет 13 детей.

Текст «Поучения Владимира Мономаха» дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи. Сейчас он хранится в Петербурге в Российской Национальной библиотеке.

Владимир Мономах одним из первых понял, что судьба русского государства зависит от того, насколько нравственными окажутся люди, держащие в своих руках власть. Как прекратить княжеские междоусобицы? Мономах дает ответ потомкам – соблюдать Христовы заповеди.

«Когда полководец и политик, который, если говорить в современных терминах, был чрезвычайно успешным управленцем, доходит в изрядном уже возрасте до христианской мудрости, конечно же, случай исключительный. Случай, который показывает, что этого человека, по всей видимости, умудрил Господь и дал ему в какой-то момент спасти русскую землю от распада и порабощения половцами», – Дмитрий Володихин, доцент кафедры источниковедения и историографии МГУ им. Ломоносова.

Но если князь Владимир Мономах так строго исполнял Христовы заповеди, зачем носил у сердца амулет-змеевик с изображением медузы Горгоны и странными заклинаниями? Ученые разгадали эту тайну Владимира Мономаха.

svyatoj_blagovernyj_aleksandr_nevskij.jpg

Александр Невский – защитник Руси и дальновидный политик

Оставался вопрос о таком совмещении античных языческих композиций с христианскими. На сегодняшний день ученые обратили внимание на то, что в Италии в италийской области Апулии есть место, где существует пещерный подземный храм Сант-Анджело. Он был Михайловским храмом – храмом Михаила Архангела.

Ученые выяснили, что таковым он стал только в конце V века, а до этого люди верили, что именно в этой пещере обитает медуза Горгона и охраняет вход в потусторонний мир.

«Символически, по смыслу, семантически, образ медузы Горгоны является параллельным в каком-то смысле образу хранителя Архангела Михаила», – Светлана Бухман, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея.

То, что в этом змеевике присутствуют элементы античной культуры – голова медузы Горгоны, это не языческие верования древних славян, это влияние античной культуры. Это символ идеального князя, который сам имел греческие корни и правит в богоспасаемом центре мира.

Владимир Мономах успел сделать многое, но главное, он доказал: для защиты Руси необходимо прекратить внутренние распри и объединиться.

«Склонился я к спокойным водам Дона. И увидел я в воде своих воинов, и понял я – как устали воины мои. Но солнце поднялось над Доном и спокойней на душе у них стало».

в 1116 году русские дружины разгромили половцев в верховьях Дона и погнали их от русских границ все дальше...



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее