Южноафриканский морской инженер Ник Слоан, под руководством которого в 2013 году со дна Средиземного моря был поднят затонувший итальянский круизный лайнер "Коста Конкордиа", предлагает решать проблему дефицита пресной воды в Кейптауне при помощи растапливания айсбергов. Согласно его расчетам, отколовшаяся от антарктического шельфа ледяная глыба может давать городу около 150 млн литров пригодной к употреблению воды ежедневно. Спасение от засухи - во льдах АнтарктикиНесмотря на то, что в проекте Слоана и его коллег из Франции и Норвегии еще остаются не до конца проработанные технические моменты, уже сейчас они готовы с цифрами на руках доказать преимущество использования айсбергов перед строительством заводов по опреснению морской воды. В первом случае стоимость воды может оказаться выше, чем во втором примерно на 30%. Но власти страны смогут сэкономить около 10 млрд рандов, необходимых для ввода заводов в эксплуатацию и к тому же не беспокоиться об экологических последствиях выбросов в океан концентрированного соляного раствора.
Проблема водоснабжения провинций Западный и Восточный Кейп является одной из острейших для правительства ЮАР в связи с продолжительной засухой, создавшей в 2018 году угрозу полного истощения местных водохранилищ. Наступления "дня зеро" в Кейптауне ранее ожидали уже в конце апреля. И хотя обильные осадки принесли городу некоторое облегчение, по прогнозам метеорологов, в 2019 году его жители снова могут столкнуться с необходимостью строжайшей экономии питьевой воды. Кроме того, засуха и дефицит влаги вынуждают фермеров сокращать свои посевные площади, что наносит колоссальный ущерб экономике провинций.
"Я продвигаю эту идею, поскольку ситуация с водой очень сложная, тогда как айсберги можно обнаружить всего лишь в 1200 морских милях от наших берегов, что является третьей частью общего расстояния до Антарктики", - цитирует Слоана информационный портал "Ньюс 24". Поиски технологии продолжаютсяНаблюдения норвежского ледниковеда Олафа Орхейма позволяют предположить, что для реализации проекта потенциально пригодными являются лишь 7% айсбергов с плоской поверхностью и толщиной в диапазоне 200-250 мм. Но даже из них можно добывать ежегодно около 55 млн килолитров питьевой воды в год. Ученые полагают, что с доставкой дрейфующего в Атлантическом океане айсберга в прибрежные воды ЮАР могут справиться один танкер и три буксира, при этом, по расчетам Орхейма, его естественное таяние в процессе буксировки не должно превысить 30%. Главной проблемой, над которой еще предстоит потрудиться ученым - это технология превращения льда в питьевую воду и доставки ее непосредственно в систему городского водоснабжения. Поскольку осадочная глубина подходящего для переработки айсберга превышает 150 м, его придется пришвартовывать на расстоянии не ближе 40 км от порта. "Одним из возможных решений является сбор воды, получаемой в результате естественного таяния, однако технологические издержки будут в этом случае слишком большими", - считает Орхейм. Другое предложение сводится к переброске на поверхность айсберга при помощи вертолетов специальной техники, используемой для разработки открытых горнорудных месторождений. Дробленый лед впоследствии будет доставляться в город в специальных чашеобразных резервуарах. Городские власти Кейптауна пока что скептически относятся к замыслу Слоана и его коллег, считая его слишком экстравагантным, рискованным, и, в конечном счете, дорогим. Но ученые не намерены сдаваться и готовятся провести в середине мая специальный семинар-презентацию, по итогам которой надеются пробудить интерес чиновников и потенциальных инвесторов к своему проекту. Комментарии
Комментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
> |