up
__

Информационно-аналитическое издание "Вестник"

Свидетельство о регистрации средств массовой информации Эл № ФС77-61401 от 10 апреля 2015 г. 

Россия. г. Москва.

Email для связи: densegodnya.ru@yandex.ru

Главная / История / «Титаник»: крушение величия и бездна. Часть 2-я

«Титаник»: крушение величия и бездна. Часть 2-я

«Титаник»: крушение величия и бездна. Часть 2-я

Северная Атлантика, 14 апреля 1912 года.

«Это была удивительно спокойная ночь. Неподвижный океан, как черное зеркало. Спать никому не хотелось» (Запись из дневника Уильяма Стида).

Впередсмотрящий Фредерик Флит видит в 650 метрах темную глыбу высотой 30 метров. Он три раза ударяет в колокол («Впереди препятствие») и звонит на мостик: «Лед прямо по носу». На вахте дежурит старший помощник капитана Мердок.

реконструкция столкновения айсберга с пароходом «Титаник»

фото: keywordbasket.com

Мердок командует: «Право на борт». Планируя обогнуть айсберг слева. Сразу после этого: «Стоп машина, полный назад». Вслед за этим он сразу отдает команду: «Лево на борт». Но корабль неповоротлив и огромен для такого маневра.

«Около полуночи мы все еще были в курительной комнате, когда корабль замедлил ход. Мистер Гуггенхайм отправил стюарда выяснить обстановку. Стюард сообщил: «Ничего особенного, сэр, мы слегка задели айсберг» (Из дневника Уильяма Стида).

14 апреля 1912 года, 23:40 минут, Северная Атлантика, 41° северной широты, 50° западной долготы. Самый большой и надежный в мире корабль с гордым названием «Титаник» на скорости 22 узла задел плавучую льдину весом 272 тысячи тонн.

Стихия против кованого железа

Подводная часть айсберга проскребла лайнер на 90 метров по правому борту. При скользящем ударе о подводную часть айсберга на обшивку корабля пришлось давление в две с половиной тонны на квадратный сантиметр.

заклепки поднятые с «Титаника»

Толстая, хорошо закаленная сталь выдержала, но деформировались заклепки, которые держали швы. Они были сделаны из кованого железа, в котором оказались вкрапления шлака.

parohod_titanik.jpg

«Титаник»: жертва человеческого тщеславия, или цепь нелепых случайностей. Ч. 1-я.

В структуре железа шлаковые включения образовали микропустоты, и в момент удара заклепки лопнули, швы разошлись. В трюм хлынула ледяная вода. В это время на мостике старший помощник Мердок нажал кнопку электропривода, и герметичные двери водонепроницаемых отсеков стали закрываться одна за другой.

Стоить отметить, что на верхних палубах это осталось незамеченным. Четверо стюардов, приготовлявших закуски для посетителей салонов первого класса, удивились позвякиванию столовых приборов. В пекарне упал поднос со свежими булочками.

«Когда мы вышли на открытую палубу, она была усыпана ледяными обломками. Молодые люди играли ими, а позади корабля в темноту медленно уплывал гигантский силуэт айсберга. В тот момент никто не знал, что ждет нас впереди…» (Из дневника Уильяма Стида).

Томас Эндрюс

23 часа 42 минуты. На мостик спешно вышел капитан Эдвард Джон Смит. Ему доложили, что вода заливает котельные, и откачивать ее не успевают. Капитан попросил срочно пригласить для консультации Томаса Эндрюса.

Томас Эндрюс конструктор парохода «Титаник»

Томас Эндрюс-младший (39 лет) – главный конструктор лайнеров «Олимпик» и «Титаник». Начинал свою карьеру подмастерьем в конструкторском бюро верфи, совладельцем которой был его родственник Уильям Джеймс Пирри. Отработав двенадцать лет, стал начальником отдела, а в 1907 году – исполнительным директором судоверфи «Harland and Wolff». Отправился в первый рейс «Титаника» в составе гарантийной группы вместе с другими разработчиками.

«Несмотря на внешнее спокойствие на палубе, тревога, казалось, висит в самом воздухе. Я увидел Дика Мортона – на нем просто лица не было. Я подумал, он знает что-то о столкновении. Оказалось, нет. Дик, вообще ничего не заметил. Он убит горем, потому что его обожаемая женушка, эта вертихвостка Флоренс, собралась подавать на развод только и всего» (Из дневника Уильма Стида).

23 часа 52 минуты. Капитан Смит и конструктор Эндрюс понимают, что за 10 минут уровень воды поднялся на четыре с половиной метра, и что повреждены сразу пять отсеков. На это система непотопляемости «Титаника» не была рассчитана.

Согласно инженерным расчётам, если бы затопило два любых отсека, три или даже четыре из пяти первых, корабль не пошёл бы ко дну. Но поскольку швы разошлись вдоль борта на длину около 90 метров, затоплены оказались сразу пять отсеков.

«Титаник» после столкновения с айсбергом

Отсеки были открыты вверху, поэтому при наполнении одного вода просто переливалась в следующий. Трюмная команда пыталась откачивать воду, но ее поступление в 10 раз превышало скорость откачивания. Корабль мог продержаться на плаву еще максимум два часа.

«CQD MGY/TITANIK»

В 0:14 капитан Смит лично пришел в радиорубку и распорядился передавать сигнал бедствия. Дежурный радист Филлипс начал отстукивать сигнал «CQD MGY/TITANIK/41/46 NORD 50.24 WEST».

телеграф Marconi на «Титанике» реконструкция

CQD – собственный сигнал компании «Marconi». Он состоял из сигнала вызова CQ, принятого в 1903 году в Берлине на конференции восьми главных морских держав, к которому Маркони добавил букву «D» – начальную букву слова Danger (опасность). На следующей конференции в 1906 году представители 29 стран-участниц ввели новый единый для всех радиосигнал – «SOS». Но станции Маркони все еще продолжали использовать сигнал CQD.

В ночь с 14 на 15 апреля Атлантику пересекали 52 судна, но далеко не все из них были оборудованы радиопередатчиками. Из судов, где имелся телеграф, ближе всех к терпящему бедствие «Титанику» находились английские суда «Калифорниэн» и «Карпатия», канадский корабль «Маунтин Тампль», французский «Прованс», немецкий «Франкфурт», японский «Ипиранга» и русский «Бирма».

В 0:18 откликнулся «Франкфурт»: «Оʾкей, ждите». В 0:19 посыпались подтверждения о приеме радиограмм с парохода «Маунтин Тампль», с лайнера «Вирджиния», с русского трампового судна «Бирма». Радиостанция мыса Рейс прислал сообщение: «Сигнал получен и передан дальше на материк». Ночь наполнилась треском электрических разрядов, а в самом их эпицентре медленно погружался в океан самый надежный в мире корабль.

«Я все еще оставался на палубе, чтобы понять, что все-таки происходит. Ко мне присоединились мистер Гуггенхайм и майор Арчибальд. По нашей просьбе стюард принес нам виски и без просьбы – спасательные жилеты. Объяснил, что капитан приказал начинать эвакуацию, но беспокоиться пока что не о чем. Это обычная предосторожность» (Запись из дневника Уильяма Стида).

Спасательная операция

Ближе всех к «Титанику» были три корабля: «Карпатия» – 58 миль, «Калифорниэн» – 20 миль, рыболовецкая шхуна «Самсон» – 17 миль. Но никто из них не отвечал на позывные терпящего бедствие.

корабельный радист

Радист «Карпатии» как раз отлучился на мостик, на «Самсоне» вообще не было радиостанции, а радист дрейфующего в ледовом поле «Калифорниэна», отправив накануне вечером ледовое предупреждение, лег спать.

До полного погружения Титаника – 1 час 55 минут.

«Несмотря на приказ капитана об эвакуации, долгое время никто не хотел садиться в шлюпки. Многие дамы заявляли, что на палубе слишком промозгло и удалялись в салон. Я слышал, как кто-то возмущался: «Зачем все эти пустые формальности, все равно скоро вернемся, лучше провести это время в тепле и уюте» (Из дневника Уильяма Стида).

В 0:30 Джек Филлипс (радист «Титаника») получил ответ с «Карпатии»: «Сигнал бедствия услышан. «Карпатия» торопится на помощь на всех парах и прибудет на место бедствия через четыре часа».

пароход «Карпатия» участвовавший в спасательной операции «Титаника»

Это был средних размеров лайнер компании «Cunard Line», он вышел из Нью-Йорка 11 апреля, направляясь в Гибралтар. Получив в ночь на 15 апреля сигнал бедствия с «Титаника», капитан «Карпатии» Артур Рострон не раздумывал ни секунды.

Артур Генри Рострон (43 года) – британский капитан компании «Cunard Line». Его морской опыт насчитывал 27 лет, однако должность капитана он занимал второй год, а на судно «Карпатия» назначен три месяца назад. Впоследствии будет награжден Золотой медалью Конгресса, а после Первой мировой войны – орденом Британской империи. В 1931 году получит звание коммодора.

Капитан Рострон приказал развернуть корабль и плыть на помощь «Титанику» как можно быстрее. Для этого понадобилось отключить отопление и горячую воду, зато «Карпатия» смогла развить рекордную скорость в 17,5 узлов (при том, что максимально для нее было 14 узлов).

Параллельно шла подготовка к спасательной операции, весь экипаж и обслуга были на ногах. На кухне варили галлоны бульона и кофе, стюарды собирали со всего корабля теплые вещи, одеяла, бутылки виски и бренди. Матросы готовили шлюпки и трапы.

«В полпервого ночи уже было заметно, что «Титаник» дал сильный крен на нос, и вода поглотила носовую палубу, но при этом, удивительно, эвакуация шла очень медленно. В шлюпки первыми сажали женщин и детей, но их приходилось долго уговаривать, потому что они не желали расставаться со своими мужьями и отцами. Мистер Джон Астор с большим трудом сумел усадить в шлюпку свою юную супругу Мадлен. Рядом упрямился мистер Картер десяти лет отроду, отказываясь идти с женщинами и детьми. Мистер Астор надел на него невесть откуда взявшуюся девичью шляпу и заявил: «Теперь вы девочка, сэр, и должны сесть в шлюпку». Мальчуган был настолько обескуражен, что послушался» (Из записей в дневнике Уильма Стида).

На Титанике с капитанского мостика были хорошо видны в десяти-пятнадцати милях огни какого-то корабля, но почему он не отвечал на сигнал бедствия. Может быть, у него не было радио...

Сигнальные ракеты

В 0 часов 40 минут с верхней палубы стали запускать сигнальные ракеты. Норвежское рыболовецкое судно «Самсон» в ту ночь занималось незаконной охотой на тюленей. Капитан видел, как с огромного корабля вдали пускали сигнальные ракеты, но подумал, что это сигналы береговой охраны, и решил убраться подальше, пока его не поймали. Ракеты были белого цвета.

сигнальные ракеты белого цвета с «Титаника» реконструкция

Морская конвенция регламентирует использование сигнальных ракет. Когда запускают ракету белого цвета, этот сигнал привлекает внимание. А вот о бедствии сообщает цвет красный. Но на «Титанике» красных сигнальных ракет почему-то не оказалось…

На «Калифорниэн» тоже видели белые ракеты, вахтенный офицер, второй помощник Герберт Стоун решил, что это праздничный фейерверк.

«На входе в сигарную комнату я столкнулся с мистером Гуггенхаймом, он был очень взволнован и на ходу сообщил мне, что дела очень плохи, мы тонем, шлюпок на всех не хватит и помощь прийти не успеет. После чего удалился. Я подумал тогда, что господам американцам хорошо бы научиться держать себя в руках» (Из дневника Уильяма Стида).

Радисту Брайду пришла в голову идея: вместо обычного сигнала подать новый – SOS. «Возможно, тебе никогда не придется посылать этот сигнал», – заявил он напарнику. В 0:45 с тонущего «Титаника» впервые в истории судоходства был послан сигнал SOS – три точки – три тире – три точки.

О том, что корабль тонет и очень быстро, на верхних палубах знали только считанные люди. Большинство пассажиров были уверены, что скоро вернутся в теплые каюты и просили стюардов приготовить горячий чай. Во избежание паники экипаж и персонал не сообщали, насколько серьезно положение, а только настойчиво призывали к эвакуации.

Спасательные шлюпки

Пятью палубами ниже пассажиры третьего класса уже понимали, что все они обречены. Вырваться наверх из лабиринта залитых водой коридоров не мог никто. Двери, что вели на палубу, где были шлюпки, оказались закрыты. А тем временем шлюпки отчаливали с большим количеством свободных мест.

отплытие шлюпок от тонущего «Титаника»

0:45. Шлюпка номер 7 спущена первой с правого борта – занято 28 мест из 65, шлюпка номер 6 от левого борта – занято 24 места из 65, шлюпка номер 5 от правого борта – занято 41 место из 65, шлюпка номер три от левого борта – занято 33 места из 65, шлюпка номер 1 от правого борта – занято 12 мест из 65. Остается 15 шлюпок и более двух тысяч человек на борту…

Один час ночи, до полного погружения «Титаника» – 1 час 20 минут.

«Видел, как миссис Браун помогала усаживать пассажиров в шлюпку, пыталась шутить и даже хохотала в своей манере. Сама же отказалась садиться, заявив: «Если даже случится худшее, я выплыву, я же непотопляемая». Но ее буквально силой втолкнули в шлюпку. Я слышал ее возмущенные крики» (Из записей в дневнике Уильяма Стида).

1 час 15 минут. Плита с названием «Титаник» в носовой части скрылась под водой.

Посадка в шлюпки

Каждую секунду в непотопляемые отсеки проникало 5 тонн океанской воды. Корабль все сильнее наклонялся на нос. Если бы в этот момент было возможно контрзатопление двух кормовых отсеков, пароход еще смог бы встать на ровный киль. Достаточно было открыть водонепроницаемые двери, чтобы вода распределилась по кормовым отсекам, создав таким образом баланс, но при проектировании непотопляемого «Титаника» система контрзатопления не была предусмотрена.

спуск шлюпок с «Титаника»

«Музыканты все еще играли, но никто их уже не слушал, люди в спасательных жилетах перебегали от одного борта к другому. Когда я случайно наткнулся на Мортонов, Флоренс казалась парализованной от ужаса. Дик тоже ничего не соображал. К этому времени я уже знал, что по правому борту, где посадкой в шлюпки руководил мистер Лайтоллер, пускали только женщин и детей. Я потащил Мортонов на левый борт, где работал мистер Мердок» (Из дневника Уильяма Стида).

Уильям Макмастер Мердок (39 лет) – первый помощник капитана, с 1900 года служил в компании «White Star Line» на крупных пассажирских лайнерах. В 1903 году спас от столкновения лайнер «Арабика», собственноручно исправив курс. В ночь на 15 апреля именно он был вахтенным офицером и попытался предотвратить столкновение с айсбергом, используя весь свой опыт.

При посадке в шлюпки Мердок руководствовался правилом – женщины и дети в первую очередь, и, если останутся места, могут садиться мужчины. Он старался не оставлять свободных мест. Потом выяснилось, что 75% спасшихся были эвакуированы именно с левого борта.

Гарольд Лоу делает предупредительный выстрел вверх реконструкция

1 час 30 минут. Носовая палуба уже покрыта водой. Команда у шлюпбалок ускоряет работу, у пассажиров начинается паника. Пятый помощник капитана Гарольд Лоу делает предупредительный выстрел вверх.

«Офицеры и матросы уже почти не справлялись с толпой. Меня поразил Дик Мортон, он быстро сорвал с себя пальто, закутал в него Флоренс и буквально перетащил ее в шлюпку. «Дик! – закричала Флоренс. – Дик, а ты?» «Не волнуйся, – закричал Дик. – Держи только руки в карманах, очень холодно». И дальше сам стал помогать остальным. Он сдерживал напор толпы, передавал детей, поддерживал женщин. Флоренс из шлюпки во все глаза смотрела на мужа, которого она еще недавно называла «мистер неудачник». Признаюсь в этот момент, я гордился мистером Ричардом Мортоном, как сыном» (Из дневника Уильма Стида).

1 час 35 минут. Паника усиливается все больше. Под шумок в шлюпку успевает сесть Джозеф Брюс Исмей – управляющий директор компании «White Star Line».

Джозеф Брюс Исмей

Впоследствии Исмей пожалеет о том, что влез в шлюпку и, вообще, что выжил в ту ночь. Давний недруг Исмея (газетный магнат Хёрст) организует настоящую травлю. Журналисты быстро сделают из Исмея труса и подлеца, который посмел спасти свою жалкую жизнь, когда погибло так много достойных людей.

«Мы с Диком с трудом выбрались из толпы. Неподалеку от нас в шезлонгах устроилась пожилая пара – мистер и миссис Штраус, американские миллионеры. Ида Штраус отказалась садиться в шлюпку, свое место она отдала горничной и осталась с мужем. Я слышал, как она сказала: «Мы прожили вместе 40 лет, вместе и умрем». А вскоре к нам подошел мистер Гуггенхайм, которого я подозревал в трусости. Оказалось, он посадил в шлюпку свою подругу мадам Обар и ее горничную, а сам пошел переодеваться в парадный костюм. «Я решил встретить смерть, как подобает джентльмену. Да, эта ночь была полна неожиданных открытий» (Из дневника Уильма Стида).

1 час 45 минут. Последняя шлюпка спущена на воду.

Обреченные на «Титанике»

На борту остается полторы тысячи человек. Радисты Брайд и Филлипс продолжают передавать сигнал бедствия. На верхнюю палубу, наконец, прорываются пассажиры третьего класса, которые все это время блуждали в недрах корабля, и видят шлюпбалки с пустыми канатами.

«Титаник» паника на корабле

До полного погружения «Титаника» остается 35 минут.

«Я попрощался с Диком Мортоном, напоследок дав ему несколько советов по выживанию. Если он, действительно, уверен, что все в руках человека, то почему бы ему не попробовать спастись. Привожу здесь эти советы на тот случай, если дневник все-таки уцелеет. Итак, если вы тонете в Северной Атлантике, где температура забортной воды около нуля, и вам нужно подольше продержаться. Первое – несколько выпитых порций рома или виски помогут вам дольше сохранить тепло. Второе – спасательный жилет надевайте под пальто, а не поверх. Третье – когда окажетесь в воде, отплывайте подальше от тонущего корабля, чтобы вас не засосало в воронку. Четвертое – если найдете деревяшку или какое-нибудь иное плавсредство, держитесь на нем как можно дольше, высунувшись из воды, и старайтесь находиться подальше от толпы. Вот и всё» (Запись из дневника Уильяма Стида).

2 часа 5 минут. Вода покрывает носовую часть верхней шлюпочной палубы. 2 часа 7 минут, капитан Смит последний раз заходит в радиорубку и приказывает радистам прекратить работу и попытаться спастись. Брайд собирает документы, Филлипс продолжает посылать «SOS». Капитан уходит на мостик.

В 2 часа 7 минут конструктор Томас Эндрюс останавливает часы в курительной комнате первого класса, там же делает последние заметки журналист Уильям Стид.

Уильям Томас Стид

«Не знаю, зачем я описал здесь события этой ночи. Моя судьба – утонуть вместе с «Титаником», но кто знает судьбу этих заметок. Какая горькая ирония – непотопляемый корабль идет ко дну в первом же рейсе при полном штиле, всего за каких-то полтора часа. И это символ могущества человека – воплощенный в металле вызов любым силам природы. Ему ничего не страшно, он велик, прекрасен и непобедим. Он открыл эру безграничного процветания, и нет такой силы в мире, которая могла бы ему помешать» (Из дневника У. Стида).

Погружение «Титаника» в пучину

2 часа 10 минут. Падает первая дымовая труба. Корма поднимается вверх, свет еще горит.

2 часа 13 минут. Корпус «Титаника» погружается в воду до уровня третьей дымовой трубы, наклон корпуса 40 градусов.

2 часа 15 минут корма «Титаника» на 60 метров возвышается над водой, полностью видны гребные винты.

гребные винты «Титаника» над поверхностью океана

2 часа 17 минут. Передан последний сигнал «SOS», перестает работать электрооборудование, гаснет свет.

2 часа 18 минут. Корпус судна разламывается между третьей и четвертой трубами, носовая часть тут же уходит на дно. Корма встает вертикально.

2 часа 20 минут. Кормовая часть «Титаника» полностью погружается под воду.

Обломки самого большого и надежного в мире корабля идут ко дну со скоростью 20 узлов.

В ледяной воде оставалась почти тысяча человек. В полутора милях от места катастрофы ожидали помощи еще 625 человек в шлюпках, большинство из которых было заполнено только наполовину.

Последствия катастрофы

Капитан Эдвард Джон Смит ушел на дно вместе со своим кораблем, не совершив попытки спастись. Из семи офицеров спаслись четверо: Герберт Питман, Гарольд Лоу, Чарльз Лайтоллер, Джозеф Боксхолл.

члены команды парохода «Титаник»

Из медицинского персонала уцелела медсестра для пассажиров первого класса Эвелин Марсден. Радист Джек Филлипс погиб, радисту Гарольду Брайду удалось выплыть. Из пяти почтальонов не выжил ни один. Гарантийная группа из судоверфи «Harland and Wolff» из девяти человек, возглавляемая конструктором Томасом Эндрюсом, погибла в полном составе. Все восемь музыкантов погибли.

Из трехсот человек машинной команды: инженеров, котельщиков, пожарных, кочегаров, водопроводчиков, кладовщиков и грузчиков, уцелели только 69. Из пятисот человек обслуживающего персонала выжили 29.

Погибли пассажиры: Джон Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм, супруги Штраус, майор Арчибальд Батт, журналист Уильям Стид.

Всего в ту ночь погибло 1490 человек – 1332 мужчин, 106 женщин и 52 ребенка. Три четверти погибших – пассажиры третьего класса и члены экипажа.

Кто виноват?

Если бы при строительстве «Титаника» использовались не кованые железные, а стальные заклепки, то обшивка корабля выдержала бы столкновение с айсбергом.

заклепаная обшивка «Титаника»

Если бы помимо водонепроницаемых отсеков на «Титанике» была бы предусмотрена система контрзатопления, корабль удалось бы выровнять, и он смог бы дождаться помощи на плаву.

Если бы на корабле «Калифорниэн» радист пошел спать хотя бы на час позже, он бы успел принять сигнал бедствия с «Титаника», и «Калифорниэн» пришел бы на помощь уже через час.

Если бы на «Титанике» были красные сигнальные ракеты, вахтенные, и на «Калифорниэн» и на «Самсоне» опознали бы сигнал бедствия, то к месту крушения быстро пришли бы два корабля.

Если бы на «Титанике» оказалось достаточное количество шлюпок, удалось бы эвакуировать всех. Если бы шлюпки спускались на воду заполненными полностью, спаслось бы гораздо больше людей.

Спасенные

2 часа 30 минут. Двадцать шлюпок плавали группами и поодиночке на площади радиусом около пяти миль по спокойному океану, черному, как ночь.

спасенные на шлюпке после кораблекрушения «Титаника»

Кто-то обратил внимание на невероятное число звёзд, падающих с неба. И тут же кто-то напомнил о существующем поверье: когда человек отправляется в мир иной, одна звёздочка срывается с небес…

Только одна шлюпка под командованием пятого помощника Гарольда Лоу вернулась туда, где в ледяной воде умирали сотни людей, и подобрала несколько человек. В остальных, после непродолжительных споров, решили не рисковать.

«Дорогая мамочка, ты только не волнуйся. Сейчас твоя Флоренс уже в безопасности. Невероятно, как мне удалось пережить эту ночь, сначала был ужас – невыносимый ледяной ужас. Темнота и крики. Я знала, что там сейчас тонет мой милый Дик. Мамочка, он пожертвовал собой, он поступил, как истинный герой, как рыцарь. Как я могла?.. Ведь мне казалось, что я разочаровалась в нем. Как это ужасно… В тот миг, когда любовь вспыхнула с новой силой, я потеряла его. Мы очень долго сидели в шлюпках, было холодно, так холодно, что даже страх куда-то отступил. Мы все будто одеревенели и просто ждали смерти» (Из письма Флоренс Мортон).

В шлюпке номер 6 кочегар Фред Барретт, которого вытащили из воды, так сильно дрожал от холода, что чуть не падал. Сидящая рядом миллионерша Маргарет Молли Браун не пожалела накидки из соболей, чтобы отогреть окоченевшие ноги пострадавшему. Пушистыми собольими хвостами обернула лодыжки и ступни мужчины, а потом организовала дамскую гребную команду.

В шлюпке номер 4, где вода доходила пассажирам до голени, миссис Тэйер гребла наравне с мужчинами на протяжении 5 часов. Это помогало ей хоть как-то отвлечься от мыслей о муже и сыне, которые остались на тонущем корабле. Она не знала, что ее сын, 17-летний Джек Тэйер сумел выплыть, и его подобрали в парусиновую шлюпку вместе с радистом Брайдом и первым помощником Лайтоллером.

Ноэль Лесли графиня Ротес

В шлюпке номер 8 на румпеле всю ночь сидела графиня Ротес. Матрос Джонс, старший на этой шлюпке, доверил управление именно ей, потому что счел ее самой толковой и мужественной. Впоследствии Джонс снял со шлюпки номер, вставил в рамку и послал графине в знак своего восхищения. А графиня на протяжении многих лет каждое рождество присылала ему поздравления.

«Под утро я впала в какое-то оцепенение. Я пыталась грести, но у меня не получалось – очень хотелось спать. Вдруг кто-то закричал: «Корабль!». На горизонте показались огни, они двигались».

В 4:30 на место крушения прибыл пароход «Карпатия», к этому времени в живых оставалось чуть более семисот человек.

«Калифорниэн»

В 5:30 утра на пароходе «Калифорниэн» сменилась ночная вахта, и второй помощник Стоун доложил своему сменщику о странном судне, которое пускало белые ракеты, а потом исчезло. В 5:40 старпом разбудил радиста Эванса и попросил послушать последние сообщения, не прояснится ли история с ракетами. Эвансу хватило двух минут, чтобы узнать, что произошло этой ночью. Капитан Лорд немедленно приказал запустить машины и направил свое судно к тому месту, где затонул «Титаник».

капитан «Калифорниэн» Стэнли Лорд

В 8:30 «Калифорниэн» прибыл на место трагедии, но спасать было уже некого. Позже капитана Лорда обвинят в неоказании помощи тонущему кораблю. Он подаст в отставку в том же году и до конца жизни будет бороться за свое честное имя.

Жизнь после крушения

«Все уже позади, и это письмо я пишу тебе с парохода «Карпатия», который спас всех нас. Сейчас 9 утра, и мы плывем в Нью-Йорк. Как только прибудем, я отправлю тебе это письмо. Надеюсь, оно дойдет быстро. Мало ли, что напишут в газетах».

В ночь на 15 апреля в Нью-Йорке была получена краткая телеграмма агентства «Associated Press»: «С Титаника был передан сигнал «SQD» – сообщение о столкновении с айсбергом и просьбе о незамедлительной помощи».

возвращение Гарольда Брайда в Англию

У радиста «Титаника» Гарольда Брайда были отморожены и практически раздроблены обе ноги, но он нашел силы сесть за стол радиорубки «Карпатии», чтобы передать на мыс Рейс: «Титаник затонул, полторы тысячи человек погибли».

Всю дорогу до Нью-Йорка он, меняясь с радистом «Карпатии», передавал на материк списки выживших. Впоследствии компания «Маркони» наградит Брайда золотыми часами с надписью «В знак признательности выполнившему свой долг и сделавшему это храбро».

Брайд вылечится в американском госпитале и вернется в Англию. Через несколько лет, благодаря старой публикации о героях «Титаника», встретится со своей будущей женой.

«Мамочка ты не поверишь, пока я писала это письмо, выяснилось, что Дик жив. Он сам нашел меня, а я чуть в обморок не упала от счастья. Оказывается, он прыгнул с кормы и отплыл подальше от корабля. Долго плыл, потом его подобрала шлюпка. Он считает, что выжил исключительно благодаря советам нашего нового знакомого мистера Уильма Стида, а сам мистер Стид, по-видимому, утонул. В списках спасенных его нет» (Из письма Флоренс Мортон).

спасенные пассажиры «Титаника» на борту «Карпатии»

Составлением списков на борту «Карпатии» по собственной инициативе занялась Маргарет Молли Браун. Она знала несколько языков и свободно общалась с пассажирами третьего класса, многие из которых не говорили по-английски. Благодаря ей люди узнавали о том, что их родственники не погибли. Кроме того, миссис Браун организовала сбор средств для тех, кто потерял все.

Ко времени прибытия в Нью-Йорк она собрала около 10 тысяч $, позже именно она организует фонд спасшихся с «Титаника» и вручит капитану «Карпатии» Артуру Рострону кубок любви.

«Какое длинное получилось это письмо. Завтра мы прибудем в Нью-Йорк, но когда доберемся до Бостона, неизвестно. Я помню, что успела отправить тебе одну глупую телеграмму о том, что я ухожу от Дика. Мамочка забудь, у меня самый лучший на свете муж. Я очень люблю его и ни за что с ним не расстанусь» (Из письма Флоренс Мортон).

Ричард и Флоренс Мортон

Вечером 18 апреля «Карпатия» прибыла в Нью-Йорк. В порту уже собралось 30 тысяч любопытствующих. Пока корабль подходил к пирсу, рядом с двух сторон плыли буксиры с репортерами.

Шлюпки «Титаника» выгруженные с «Карпатии», отвели к пирсу компании «White Star Line». На следующее утро рабочие уже соскабливали с них название «Титаник».

Потом было долгое судебное разбирательство, бесконечная газетная шумиха и огромное количество сувенирной продукции. Сувениров в честь гибели корабля было сделано и продано гораздо больше, чем в честь его помпезного спуска на воду.

До сих пор самый знаменитый корабль в мире – это «Титаник», плавание которого длилось всего лишь четыре дня семнадцать часов и тридцать минут.

Эпилог

С тех пор прошло более ста лет. Многое, вроде бы, изменилось: трансатлантические перелеты, освоение космоса, ядерная энергия, спутниковые телефоны, эхолоты, ледовый патруль и спасательные службы. Но мы все так же хотим безграничного процветания, максимального комфорта и абсолютной надежности и все так же остаемся абсолютно беззащитными: землетрясения и цунами, тайфуны, плавучие льды и бесконечные «Если бы не…» и «Кто виноват?».

затонувший пароход «Титаник» и его жертвы

Тем временем на дне Атлантики медленно рассыпается в прах символ могущества человека – воплощенный в металле вызов силам природы – непотопляемый «Титаник»…

41° 43'N 49°56'W



Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее